ГлавнаяЧехияДостопримечательностиПамятник Яну Гусу в Праге

Памятник Яну Гусу в Праге

Прямо посредине Староместской площади, напротив Дворца Кинских, стоит запоминающаяся скульптура. Ее место однозначно здесь – в сердце Праги, в городе, где произошло столько исторических событий, где каждый булыжник мостовой, каждое строение напоминает о былых временах: важных и знаковых для всех чехов, чтобы ПОМНИЛИ!

Мемориал

Памятник Яну Гусу на Староместской площадиВ 2015 исполнилось 100 лет, как стоит памятник Яну Гусу в Праге – мемориал, созданный Ладиславом Шалоуном. Скульптор, который обучался своему мастерству в школе Рейнера, член Союза художников Манеса, преподаватель художественной школы, член Чешской академии наук, является одним из самых ярких представителей Чешского модернистского символизма. Талантливый скульптор, художник, иллюстратор и ювелир, он создал целую серию работ, среди которых памятник на Староместской площади особенный.

На него у Шалоуна ушло несколько лет, причем сначала надо было «выиграть» в конкурсе на оформление здания Городского Музея. Ладислав победил в 1901 году и почти полтора десятилетия работал над композицией. Скульптура не только удалась – она потрясающая.

"Взор" Яна Густа обращен в сторону Тынского ХрамаЦентральной фигурой мемориала, естественно, является Ян Гус, возвышающийся над всеми «остальными». Его окружают с одной стороны фигуры гуситов, с другой – представители Католической Церкви. Между ними фигура Женщины-Матери, символизирующая мир и возрождение народа. Композиция очень сильная и продумана до мелочей, а надпись «Любите людей» - суть философии мудреца, сожженного на костре. Кто же таков, этот Ян Гус?

Ян Гус – проповедник и мыслитель

Средневековый философ родился в 1369 (по некоторым данным в 1371) году в городке Гусинец, в семье чешских бедняков-крестьян. Юноша тяготел к наукам и поступил в Пражский Университет, а в 1396 году – он уже был магистром искусств. Через некоторое время Ян Гус в сане священника преподает на философском факультете и параллельно с преподавательской деятельностью начинает проповедовать.

Частично его проповеди касались неугодных деяний Церкви, унижений и оскорблений бедного люда. Открытая критика Римской Церкви со стороны Яна Гуса было не угодна самой Церкви. Судите сами, что проповедовал мыслитель:

  • Собственность должна принадлежать тем, кто справедлив, не взирая на то, богат ли он;
  • Церковные таинства должны проводиться бесплатно, а церковные должности не должны быть «предметом» купли-продажи;
  • Церковь – не место для взимания платы за свои деяния, но небольшую плату не мешало бы брать с людей состоятельных, исключительно для того, чтобы удовлетворять первейшие нужды священнослужителей, но не для их обогащения;
  • Не нужно принимать за веру абсолютно все, что утверждает Церковь, а мыслить самому, ибо даже в Священном Писании сказано: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму».

Карательные действия

Казнь Яна ГусаНе правда ли, утверждения средневекового проповедника актуальны и сегодня? Но тогда это было не только смело, а «попахивало» ересью, которую и приписывали Яну Гусу за его высказывания. Для распространения своего учения, проповедник еще и песни сочинял, и книги писал, доступные для понимания простых людей. Стены Вифлеемской часовни, где проповедовал Гус, по его же приказу расписали рисунками понятной и назидательной тематики.

В 1409 году против него были предприняты карательные действия. Пражский Архиепископ с подачи Папы Римского запретил все проповеди Гуса, ровно, как и его книги, которые были собраны и уничтожены в огне. Но простые-то люди его поддерживали, влияние Гуса среди прихожан росло день ото дня. Иначе, как можно еще расценить тот факт, что на каждую его проповедь приходило до 3 000 людей.

Проповедник, естественно, сопротивлялся приказам, и апеллировал к Христу. Тогда в 1411 году его прямо обвинили в ереси. Однако такое обвинение со стороны Архиепископа Збинека бросало тень на Университет, где преподавал Ян Гусь и, косвенно, на короля Вацлава IV, оказывающего всяческую поддержку декану. Король даже приказал за клеветничество на Гуса конфисковать недвижимость у тех священников, кто «осмелился» доносить на философа. Архиепискому Збинеку осталось только сбежать, и он бежал, в Венгрию. Однако странным образом умер в дороге.

Следующий акт против Гуса – это интердикт, наложенный на него Иоанном XXIII. Король посоветовал философу временно удалиться, например в Южную Чехию, в Краковец, где на шляхтичей не распространялись решения Папы. Но и там Ян Гус не оставил своих проповедей, критикующих церковную и светскую власть.

Обвинение и осуждение

Памятник зимойВ 1414 году произошло событие, которое коренным образом повлияло на дальнейшую судьбу Гуса. Констанцский Собор был организован с целью прекращения Великого раскола Римской католической Церкви, произошедшего вследствие троепапства, каждый из которых вместо «положенных» богоугодных дел, погряз по уши в сборе сведений против своего соперника.

На Собор был приглашен и Ян Гус. В тот момент страной фактически правил император Сигизмунд: упомянутый ранее Вацлав IV почти сошел с политической арены. Император схитрил, заманив Гуса ложным обещанием личной безопасности. На самом деле, когда философ прибыл в Констанц по «охранной» грамоте, она оказалась обычной подорожной.

Против Гуса были выдвинуты серьезные обвинения: ересь и изгнание немцев из Университета Праги. И хотя действия Собора были осуждены несоблюдением обещаний (в том числе безопасность и неприкосновенность Гуса), Папа Иоанн XXIII ответил, что он лично ничего не обещал, а император Сигизмунд вообще отказался каким-либо образом вмешиваться в дела Собора. К слову сказать, от Иоанна XXIII Собор потребовал добровольно отречься от титула в пользу другого Папы, но тот предпочел бежать из Констанца.

Однако его бегство сделало положение арестанта Гуса хуже изначального, когда он был пленен Папой и содержался в нормальных условиях. Теперь же он был пленником Архиепископства Констанцского, посадившего узника на воду и хлеб.

Казнь и последствия

Несмотря на это, Ян Гус не потерял самообладания и способности здраво рассуждать. От всех обвинений он отказывался, справедливо отмечая, что «…противоречит моей совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил». 1 июля 1915 года мыслитель в своем послании к Собору отметил, что отрекаться от своих убеждений не намерен ни при каких условиях и обстоятельствах. За что и был приговорен к страшной казни – сожжению на костре.

Приговор осуществили 06 июля 1415 года. Ян Гус с честью и достоинством принял казнь, гневно воскликнув: «Я-то – Гусь, но придет за мной Лебедь!». История приписывает пророчество мудреца деяниям Великого Реформатора Мартина Лютера, который ставил под сомнение авторитет Церкви, утверждая, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру».

Казнь Яна Гуса всколыхнула его последователей и простых граждан, и привела к так называемым Гуситским войнам между гуситами и католиками. Однако реформации в Чехии так и не состоялась, так как часть гуситов потерпела поражение, а другая часть примкнула к католикам.

В память о Великом Человеке

Ян Гус был не только образчиком честных мыслей и борцом за справедливость. Он внес огромный вклад в разработку чешского языка, изобретя так называемые диакритические знаки. Их употребляют в чешском правописании для обозначения сложных букв и звуков. Свои разработки он подробно описал в труде «Чешская орфография», которыми пользуется чешский народ и сегодня.

К 500-летию со дня казни был воздвигнут памятник Яна Гуса на Староместской площади в Праге. Улицы с его именем есть не только в Чехии, но и других странах. А в Чехии и Словакии каждое 6 июля люди зажигают костры. Люди бережно хранят память о своем Герое!



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 1
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.