ГлавнаяЧехияДругие статьиЗавод "Шкода" (SKODA) в Чехии

Завод "Шкода" (SKODA) в Чехии

Как часто бывает в жизни, что встречаются два предприимчивых человека, находят общий язык и общую цель, для достижения которой требуется всего лишь упорство, трудолюбие, вера в себя и идею. И вот весь мир у них «в кармане»! Случилось так, что в конце XIX века два чеха, два Вацлава – торговец книгами и механик, решили «сделать деньги» на производстве велосипедов. Надо сказать, что предприимчивым приятелям как будто включили «зеленый свет» - все у них получалось. В 1899 году они уже выпускали мотоциклы, а марку свою зарегистрировали, как «Laurin & Klement». Это одна из историй о всемирно известном заводе Шкода (SKODA) в Чехии.

От велосипедов до автомобилей

Сборка автомобилей на заводе ШкодаКогда «планка» с велосипедами и мотоциклами была взята, можно было и за автомобили «взяться». Сначала в 1905 году появилась однолитровая модель Voiturette A, затем машины с более объемными двигателями и мощностью. Так автомобили фирмы стали постепенно пользоваться спросом. А к началу Первой мировой войны дела фирмы были настолько хороши, что можно было позволить себе открыть представительства в других странах и крупных городах.

Компания «Laurin & Klement» возникла на несколько десятилетий позже, чем началась история литейной и машиностроительной фабрики «Шкода» в Пльзене. Его основатель – граф Валленштейн-Вартенберг, на предприятии которого работало около 100 рабочих. Пльзеньская фабрика выпускала оборудование для шахт, паровых моторов, мельниц; части для железнодорожных депо и станций. Через десять лет после основания фабрику перекупил Эмиль Шкода – инженер и бизнесмен. Через двадцать лет компания Emil Skoda уже была крупным производством, способным выпускать литье для огромных военных кораблей и сахарных мельниц.

В 1899 году компания преобразовалась в акционерную компанию – крупнейшую среди производителей военного оборудования в Австро-Венгрии. Но кроме пушек и боеприпасов «Skoda» выпускала трубопроводы для электростанций, элементы для пивоварен и другое оборудование.

Škoda Superb Однако в историю вмешалась Первая мировая война, когда выпуск «мирной» продукции компании существенно снизился, зато по производству военной техники она была лидирующей. Крах Австро-Венгерской империи в ходе Первой Мировой, образование Чехословакии, тяжелое послевоенное время сказалось на экономике страны, когда из военной компании «Skoda» переквалифицировалась в многопрофильную.

 

 

Объединение

Эмблема "Шкода"В 1925 году «Laurin & Klement» объединилась с концерном «Шкода». Торговая марка «L & K» сохранилась только в виде логотипа на внутренней отделке салонов автомобилей класса «люкс». Первоначальный фирменный знак «Škoda» заменили на символичный в форме «головы индейца с ирокезом», но затем он «трансформировался» в крылатую стрелу в круге.

Годы великой депрессии практически не отобразились на развитии концерна Škoda. А в 1930 году от него «отпочковалось» подразделение, производившее легковые автомобили, чтобы стать самостоятельной компанией Skoda ASAP. Ее детищем были такие автомобили, как Skoda 4R, затем Skoda 420 – двухдверная модель с салоном на четырех пассажиров, багажником, 4-х цилиндровым двигателем мощностью 20 л/с. На фоне общего снижения выпуска автомобилей в Европе, создание принципиально новой машины было настоящим прорывом в области автомобилестроения.

Вторая мировая война привнесла изменения в компанию, ориентировав ее на выпуск военной техники. После войны, Skoda ASAP стала национализирована (AZNP) и монополизировала производство «легковушек». Следующий рестайлинг фирмы – автомобиль Tudor (от английского «two» и «door», что означает «две двери»). Это ничто иное как модернизированный Popular, который начали выпускать еще в довоенный период.

Усовершенствовалась и модель Skoda 420, которую ласково прозвали «Спартак». Автомобиль 1953 года выпуска обладал мощностью в 40 лошадиных сил, передней подвеской. Обновленная модификация стала отдельной единицей под названием «Octavia», которую выпускали до начала 70-х годов. На смену «Спартаку» пришла спортивная модель Skoda 110R, а затем Skoda 130RS мощностью до 140 лошадиных сил.

Ориентир – «На Запад»

В 1989 году в Чехословакии случилась бархатная революция, которая плохо «отразилась» на делах завода. Приток в страну автомобилей западноевропейского производства вызвал сбои на чешской Шкоде. Тогда завод решили продать на Запад, где самые выгодные условия предложила фирма «Volkswagen». В октябре 1991 года в истории Skoda начинается новый виток, когда она вошла в состав Volkswagen Group и стала четвертой из «участников»:

  1. Volkswagen;
  2. Audi;
  3. SEAT;
  4. Skoda.

Примкнув к западноевропейскому бренду улучшилось качество продукции, расширился модельный ряд, выросла популярность моделей Шкоды, как в Европе, так и в России. Например, в 1994 году появилась элегантная Felicia (модернизированная Skoda Favorit), а в 1996 году приверженцев Шкоды порадовала новенькая Skoda Octavia, переделанная в духе самых лучших традиций Фольксваген, но с учетом фирменных отличий Skoda.

Сегодня Шкода имеет три завода – в Млада Болеслав, в Квасины и в Врхлаби. А также несколько заводов по Европе, включая Казахстан, Украину и Россию. Основной завод с выпуском автомобилей до 2 500 штук за сутки, находится в Млада Болеслав. Такой производительности компания могла добиться только благодаря автоматизации оборудования, отлично налаженному производству и слаженной работе более 20 000 сотрудников.

Музей

Шкода. Чехия. Млада БолеславПри заводе работает Музей Skoda Auto, первые экспозиции которого относятся к 60-м годам прошлого столетия. В 2012 году музей был реконструирован. Сегодня в его трех залах можно увидеть коллекции автомобилей за всю историю существования завода в следующей последовательности:

  • Эволюция;
  • Традиции;
  • Точность.

Посещать данное заведение рекомендуется с гидом, иначе придется просто гулять по залам и самостоятельно рассматривать представленные машины, увы, без табличек и опознавательных знаков. В музее есть киоск сувениров, книжный магазин, оригинальный бар с подобающим музею названием - «Ралли».



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.