ГлавнаяФранцияДостопримечательностиВерсальский дворец. Франция

Версальский дворец. Франция

«Поедем в царственный Версаль,
Вернее, в королевский,
Пройдем по паркам и дворцам,
Аллеям и пролескам.
Утонем в радуге корон,
Зеркал и гобеленов.
И на себя примерим трон,
Служивший поколеньям…»

(Осип Мандельштам)

Версаль. Придворцовый паркКакие ассоциации возникают у большинства людей при упоминании о Версале? Роскошный королевский дворец, короли, многочисленная свита, фаворитки, реверансы, интриги. Все верно, так и есть. На месте симпатичного охотничьего домика по воле одного из французских монархов возник величественный непревзойденный по красоте Версальский дворец. Франция, которая всегда славилась своими великолепными архитектурными сооружениями, по праву гордится одним из самых известных на весь мир музеев, с 1979 года входящим в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Назад – в XVII век

История Версаля, как королевского дворца, начинается в 1623 году. Тогда Людовик XIII недалеко от Парижа решил построить охотничий домик. А через десяток лет его увеличили до размеров дворца, правда – миниатюрного. Однако скромный с внешней стороны, он был богато отделан внутри. Современники его прозвали «карточным домиком».

Позже особняк облюбовал Людовик XIV, который приезжал со своей фавориткой – Луизой де Лавальер. А в 1660 году он посетил Версаль вместе с супругой – инфантой Марией-Терезией. Уже тогда было понятно, что небольшой дворец слишком мал для королевской свиты, которой положено быть возле государя.

Наглец Фуке

Один из чудесных видов ВерсаляНа строительство нового замка Короля-Солнце некоторым образом «спровоцировал» Николя Фуке, которого кардинал Мазарини назначил ведать делами государственной казны. Фуке слыл богатейшим человеком своего времени, занимал должность главного прокурора, а казной он ведал так, что она подвергалась систематическим расхищениям. Обладая большими деньгами, он привлекал на свою сторону «нужных» людей, на случай возможного ареста купил себе остров. А в целом, тратил баснословные суммы на развлечения, любовниц, услуги шпионов, ловко подделывая отчетные ведомости о доходах-расходах королевской казны.

К тому же у Фуке был серьезный покровитель – сам Мазарини. Правда, в последние годы жизни кардинала их отношения разладились. Но Фуке и на случай смерти Мазарини продумал себе план, как избежать королевского правосудия и задержаться у власти.

Он построил себе великолепный замок Во-ле-Виконт и устроил в нем однажды грандиозное празднество, главным гостем которого был Людовик XIV. Уже тогда король знал, что главный прокурор нечист на руку, а тут еще этот праздник в роскошном замке. Людовик был взбешен! Как посмел выскочка Фуке затмить короля чрезмерным великолепием? Но у этого было мало! Прокурору хватило наглости оказывать знаки внимания любовнице короля – Луизе де Лавальер.

Скульптура Нептуна перед Версальским дворцомВскоре после грандиозного пиршества Фуке был арестован и заточен в Бастилию. Кроме вскрытия всех его махинаций с казенными деньгами, нашлись еще и письма, открывавших всю правду об интригах, которые плел Фуке против государя. На имущество мошенника был наложен арест, а сам он оставшиеся 20 лет жизни провел в Пиньероле под неусыпным надзором королевских стражей. Только через много лет ему разрешили встретиться с женой и детьми.

Блеск, не затмевающий лишь Солнце

Но вернемся к Версалю. Строительством архитектурного ансамбля занимались лучшие мастера того времени и уже показавшие свое мастерство в возведении Во-ле-Виконта:

  • Луи Лево – архитектор;
  • Шарль Лебрен – художник;
  • Франсуа Жирардон – скульптор;
  • Франсуа Ангье – скульптор;
  • Андре Ле Нотр – архитектор по ландшафту.

Строили дворец простые крестьяне, которых принуждали становиться «строителями». Рабочая сила была привлечена также из соседних государств. Итак, к существующему «карточному домику» пристроили два корпуса, был образован Мраморный и Королевский двор.

Людовика XIV еще при жизни прозвали «Королем-Солнце», как символа небесного светила, дарящего людям благо и тепло. Его новая королевская резиденция была роскошной и величественной. Так как король олицетворял себя еще и с Аполлоном, культ этого бога был отражен в живописи и скульптуре Версаля, в декорировании дворца и потрясающе красивого придворцового парка.

От Зеркальной галереи к покоям Короля

Зеркальная галереяВ 1684 году в Версале появился самый знаменитый зал – Зеркальный. Это комната-галерея длиной в 173 метра, поражающая царственным великолепием. Семнадцать окон в форме арки были расположены специально напротив зеркальных стен, поэтому вся красота Версальского парка отражалась в них. Усиливало шикарное впечатление от залы обилие позолоты и хрусталя, через которые падал солнечный свет и наполнял галерею теплым сиянием. Залу украшали роскошные канделябры, бюсты великих античных полководцев, великолепные хрустальные люстры.

Зеркальная галерея служила местом проведения особых торжеств и мероприятий, как бракосочетание или прием послов иностранных держав. Он соединялся с Большими апартаментами – покоями короля, состоящими из нескольких комнат:

  • Салона Изобилия, в котором хранились коллекции Диковинок и Редкостей (часть сокровищницы сегодня находится в Лувре);
  • Салона Венеры, в котором проводились «Вечера» в королевских покоях;
  • Салона Дианы предназначенного для игры короля в бильярд;
  • Салона Марса, в котором располагалась стража Короля;
  • Салона Меркурия – помещение, где проводились игры для членов королевской семьи;
  • Салона Аполлона или тронного зала, отличающегося особенным великолепием;
  • Салона Войны с декором, прославляющим военные победы Короля и Франции.

Названия всех помещений связаны с мифологическими росписями на потолках, стенах, плафонах. Например, в салоне Венеры на плафоне изображена богиня красоты работы художника Рене Антуана Асса.

Версальский дворец находился всего в 17 километрах от Парижа. Изначально это был небольшой поселок. Чтобы он разрастался, Людовик XIV раздавал земли дворянам за символическую плату, а также за обязательное условие строить дома в стиле, который сочетался бы со стилем дворца, но строения не превышали бы определенной высоты. Члены многочисленной королевской свиты обязаны были жить в Версале (количество комнат во дворце превышало число 2300) и неукоснительно поддерживать строгий дворцовый этикет и распорядок дня Короля-Солнца. Например, в зале под названием «Приемная» утром и вечером «толпилась» свита, чтобы участвовать в церемонии пробуждения монарха или его отхода ко сну. Тем самым они демонстрировали свое верное служение государю, и получали от короля чины и земли. Те, кто был в отдалении, терял все полномочия и звания.

Авторы проекта

Вид на дворец со стороны паркаВ создании Версаля, как королевской резиденции, участвовали два основных архитектора: Луи Лево и Жюль Ардуэн, внук главного соперника Лево в архитектуре Франсуа Мансара. Жюлю Ардуэну, взявшему псевдоним «Мансар», выпала честь достраивать Версаль. Но главная роль принадлежала Лево, так как основной его задачей было «перещеголять» замок Фуке – его же личное творение.

Интерьеры центральной части дворца выполнял Шарль Лебрен, который привлек к работам во дворце самых лучших живописцев и скульпторов того времени. К тому же для рабочих была организована специальная школа.

Гениальный Ленотр

Скультпурная композиция у зеленой аллеи паркаВерсаль неотделим от великолепного парка, созданного гениальным Андре Ле Нотром. Он родился в семье озеленителей, которые работали при дворце Тюильри, поэтому с детства Андре осваивал искусство насаждения и возделывания растений, основы садоводства. Затем он самостоятельно изучал живопись, архитектуру, античное искусство.

Вообще, Ле Нотр был «находкой» для Людовика XIV, который оценил мастерство ландшафтного архитектора и пригласил его для работы над Версальским парком. Ранее, король смог воочию убедиться, насколько талантлив Ле Нотр, побывав в прекрасном парке резиденции Фуке Во-ле-Виконте. Архитектор по ландшафту быстро завоевал популярность при дворе и расположение короля, называвший его ласково - «наш добрейший Ле Нотр».

С 1661 году он трудился над возведением и реконструкцией парка и сада Версаля. В результате получился непревзойденный по красоте парк, которым гордился король, о котором мечтали другие монархи. Это был парк-мечта, в котором изумительно гармонировали друг с другом центральные террасы, водные партеры, зеленые газоны, аллеи, лабиринты кустарников, бассейны, фонтаны, оранжерея. Парк был исключительно цельной территорией, которая удивительно сочеталась с архитектурой Версаля. Можно сказать, что он был логическим продолжением дворца, и наоборот, парк плавно переходил в дворцовый ансамбль, как неотделимая часть единого целого.

Браво Ле Нотру – этому гению садово-паркового искусства. Он был настолько поглощен своим занятием, что не участвовал в дворцовых интрижках, но верно служил Его Величеству. Однако Ле Нотр ревностно относился к своему творению. Однажды, когда он вернулся из Италии, где провел довольно продолжительное время, увидел в парке Версаля установленную в его отсутствие Коллонаду. Автором был Ардуэн-Мансар. Ле Нотр, хотя и видел, как гордиться мраморным сооружением Король, «обозвал» архитектора «строителем», который вдруг переродился в «садовника». А Коллонаду Ардуэна назвал «блюдом по специальности».

От блеска до запустения

Несмотря на роскошное убранство, безукоризненный стиль, великолепный симбиоз дворца и парка около него, Версаль считался «дворцом для приемов». Его обожал Людовик XIV, но не особо жаловал Людовик XV. Хотя последний нечасто посещал дворец, тем не менее, произвел в нем небольшие перемены. К примеру, шикарную Посольскую лестницу, которая раньше вела в Салон Венеры, в 1752 году снесли, построив на ее месте покои для дочерей короля. Таким образом, все члены королевского семейства обзавелись личными апартаментами.

Людовик XVI, который тоже одно время проживал в Версале, совершенно спокойно относился к роскоши, но обязан был следовать Дворцовым правилам. В годы его правления были произведены изменения, которые в основном касались покоев его супруги, а также ее хобби. А вообще, Людовик XVI более предпочитал проживание в Малом Трианоне – скромном уютном дворце, построенном в 1762-1768 гг.

В октябре 1789 года в Версальский дворец, символизирующем абсолютную монархическую власть, ворвались вооруженные люди, которые силой заставили королевскую чету, Людовика XVI и Марию-Антуанетту, отправиться в Париж. Это было началом Французской Революции. Версаль, на строительство которого в XVII веке было потрачено на современный перерасчет более 250 миллиардов евро, оказался в запустении. Таким образом, он прослужил королевской резиденцией с 1661 по 1789 года.

Версаль, как музей и историческая арена

Позже король Луи-Филипп из династии Бурбонов подал идею основать в Версале Музей истории Франции. В 1801 году он был открыт для широкой публики, в 1830 году музеем стал весь дворцовый ансамбль, а в 1837 в нем был открыт Музей истории Франции.

Позже в Версале происходили значительные исторические события. В его стенах была принята Декларация прав человека и гражданина. В Зеркальной галерее в 1871 году была провозглашена Германская империя, а в 1919 году был подписан договор о Мире, означавший конец Первой Мировой войны. С XX века в Версале проводятся приемы глав иностранных держав: королевы Англии Елизаветы II, президента России Михаила Горбачева, Бориса Ельцина.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.