ГлавнаяКрымДостопримечательностиВоронцовский дворец в Алупке

Воронцовский дворец в Алупке

Опубликована Администратором

С южной стороны Крыма, в 17 километрах от Ялты, между морем и горами расположился курортный, утопающий в сочной зелени, городок Алупка. Несмотря на скромные масштабы (всего 4 квадратных километра), она имеет богатое историческое прошлое, которое в XIX веке было тесно связано с выдающимся деятелем – графом Михаилом Семеновичем Воронцовым. Здесь граф построил себе грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, который с тех пор считается визитной карточкой города.

Побывать в Крыму и не увидеть впечатляющий Воронцовский дворец в Алупке, было бы оплошностью, которую невозможно восполнить. Такое творение нужно не просто видеть, а ощущать всей своей клеточкой, а заодно и порадоваться, что Земля рождает таких мастеров и талантов, какие жили и творили в те времена.

Алупкинское чудо

Чудо архитектуры - Воронцовский дворец в АлупкеАрхитектурное чудо особенно эффектно просматривается со стороны моря. Кажется, что оно стоит где-то на склоне горы и утопает в зелени ее могучих деревьев. Над дворцовым комплексом действительно «царствует» гора Ай-Петри – один из самых узнаваемых символов Крыма.

Такое удачное местоположение выбрал «король» архитектурной эклектики – Эдвард Блор. Человек без специального образования, он, тем не менее, создал грандиозные архитектурные творения мирового значения: дворец Вальтера Скотта (Шотландия), Башня Солсбери в Виндзорском замке (Англия).

Считают, что Эдвард Блор никогда не был на территории Алупки. Как тогда он сумел так идеально продумать все детали Воронцовского дворца, даже если и был осведомлен о рельефах местности? Изумительные башни с зубчиками, как будто намеренно повторяют характерные особенности Ай-Петри, величественно возвышающейся над строением. Возможно, Блор имел так называемый профессиональный «нюх», благодаря которому и создавал шедевр за шедевром. Алупкинский дворец как будто сросся с местными пейзажами, что можно назвать не иначе, как удачей талантливого зодчего.

Дворец строился в период с 1828 по 1848 года, но сначала на территории будущей летней резиденции М.С.Воронцова был заложен чудесный парк. Идея и проект уникального памятника садово-паркового искусства принадлежит главному садовнику Южного берега Крыма – Карлу Кебах.

Парк

Благодаря задумке Карла Антоновича, парк выполнен в самых лучших традициях двух ландшафтных направлений – итальянского и французского. Здесь нет случайного насаждения или пустующего участка: каждую пядь земли немецкий садовник использовал с умом и изысканным вкусом. Каких только редких растений, которые привозили специально для парка со всех концов света, здесь не найдешь:

  • китайская глициния (кстати, самая старейшая «жительница» парка);
  • балеарский буксус;
  • секвойя;
  • араукария.

А чтобы они произрастали в привычной для себя почве, то крымский чернозем «разбавляли» соседним – украинским. Сегодня в парке насчитывается до 200 различных сортов растений и деревьев. Посаженные более двухсот лет назад многие деревья - дубы, кипарисы, платаны, лавры - ныне достигли высот исполинов и кажутся зелеными великанами, охраняющими спокойствие парка. Нежные буксусы, розы и текома украшают террасы парка, огромные вазоны и дворцовые фасады.

Парк Воронцовского дворцаСад имеет несколько зон, чтобы усилить впечатление от дворца, выполненного тоже в нескольких стилях: аглийском, неомавританском и других.

  • Нижняя зона парка спускается к самому морю в виде террас;
  • Центральная – находится перед самым дворцом;
  • Верхняя – очень интересная зона с обилием фонтанов, прудов и каскадов;
  • Западно-приморская – название говорит само за себя.

На так называемом Лебяжьем пруду Верхнего парка живут красавцы-лебеди, которые радуют своим грациозным видом посетителей, а если надо – уходят в собственный домик, тут же для них построенный. Говорят, что раньше здесь гуляли и роскошные павлины, но сейчас их нет. Может «утомили» дворцовых жителей гордые птицы своим неприятным голосом?

Особенностью верхнего парка являются алупкинские «хаосы» - это нагромождение крупных камней и гранитных глыб, которые разбросаны самой природой. Здесь же можно найти пещерные гроты и кратеры потухших вулканов. Кратеры между прочим не бутафория, а самые что ни на есть настоящие, только давно уже не действующие. Зато они нашли иное экзотическое применение, став частью паркового ландшафта.

Такое «суровое» вкрапление камней особенно эффектно на фоне нежных аллей, пестрящих цветами и другими растениями. Есть еще и «малый хаос», который находится непосредственно у дворца, чем-то напоминающий современную «альпийскую горку» с обвитыми вокруг некоторых глыб плющом и лозами дикого винограда.

Грозные "стражи" Воронцовского дворцаВерхний парк переходит в Нижний великолепными воздушными террасами, по бокам которых установлены несколько скульптурных белокаменных львов работы Джовани Боннани. Грозные «хищники» находятся в разных позах: кто сидит и «бдит», кто-то «уснул», кто-то пытается «прилечь». Над верхней ступенью террасы «львы бодрствуют» - они аналогичны тем скульптурным фигурам, которые украшают гробницу папы Климента XII (Рим).

Особенности дворца

«Львиная терраса» венчает Южный фасад дворца. Для Северной и Западной его частей характерным является тюдорский стиль, который одновременно в себе сочетает готику, итальянский и фламандский ренессансы. Общий стиль дворцового ансамбля – неоготический.

Разнообразие башен, карнизов, шпилей, балюстрад и куполов часто использовали кинематографисты, чтобы снимать исторические фильмы или сказочные экранизации. Тем более, что территория архитектурно-паркового Воронцовского ансамбля позволяет с легкостью воссоздать любую историческую эпоху. Здесь снималась музыкальная комедия «Небесные ласточки» (1976), романтический фильм о любви «Обыкновенное чудо» (1964), приключенческий сериал «Д´Артаньян и три мушкетера» (1978).

Во дворце находится около 150 залов, включая вестибюль, переднюю комнату, столовую, библиотеку, выполненные в готическом стиле. Дворцовые залы непохожи друг на друга, и каждая отвечает определенным требованиям, о которых можно судить уже из названия: Китайская комната, Голубая гостиная, Зимний сад, Гостевая. В Парадной столовой висят четыре картины работы французского художника Гюбера Робера, и вообще убранство этого помещения более напоминает интерьер средневековья, чем современные тогда стили.

В других залах стены украшены прекрасными полотнами французских, итальянских и английских художников, а также русскими живописцами, такими как:

  • Айвазовский;
  • Орловский;
  • Левицкий;
  • Боровиковский.

Эдвард Блор - автор уникального Воронцовского дворцаПарадные комнаты украшает ореховая и дубовая мебель, камины из гранитных плит, которые тогда называли диабазом. Хрусталь, фарфор и бронзовые подсвечники сделаны русскими мастерами.

Музей

С приходом советской власти дворец был национализирован. Сегодня он открыт, как музей. Внутреннее великолепие интерьеров обязательно стоит посмотреть вместе с экскурсией, тогда будут понятны все подробности того времени, а также много интересного о владельцах роскошного дворца.

Собрание экспонатов Алупкинского дворцово-паркового ансамбля представлено почти 30-ю тысячами предметов. В музее действует несколько экспозиций. С 1960 года Алупкинский парк является официальным заповедным памятником, а с 1990 года и весь Воронцовский дворец в Алупке объявлен, как дворцово-парковый музей и заповедник.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 1
Мне не нравится


Комментарии (0)

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.