ГлавнаяИспанияКаталонияДостопримечательности БарселоныСаграда Фамилия в Барселоне - Собор Святого Семейства

Саграда Фамилия в Барселоне - Собор Святого Семейства

Опубликована Администратором

«…При жизни труд Гауди не ценили:
Одни, пожав плечами, уходили.
Другие же, слова не тратя даром,
Назвали храм тот «каменным кошмаром»...»

(Натали Сильвенер «Памяти Антонио Гауди»)

Нет предела совершенству! Это первое, что приходит в голову, когда взору предстает величественная, устремляющаяся далеко ввысь, вызывающая в душе бурю эмоций и восторга, Саграда Фамилия. В Барселоне Собор Святого Семейства собирает неизменно громадное количество посетителей, хотя главным епархиальным храмом все же следует считать Собор Святого Креста. Искупительный храм Святого Семейства - это католическая церковь, и строительство ее ведется уже 130 лет, включая сегодняшний день. По оценке специалистов, закончат его только в 2026 году. Правда, в 2008 группа из 400 человек протестовала против дальнейшего строительства, рассматривая его как «насмешку» над творением гения в угоду туристической индустрии.

Гротескное творение Гауди

Величественная Саграда ФамилияСобор Саграда Фамилия в Барселоне – это «лебединая песня» великого каталонского зодчего, гения архитектуры Антонио Гауди, и, пожалуй, работой всей его жизни. За созданием этого великолепного объекта архитектор проводил дни и ночи, в одной из частей сооружения жил и работал, а когда умер, его похоронили в крипте, которую сам и возводил: «…Под куполом обрел последнюю обитель и навсегда Собора стал Хранитель…».

Да, автором Церкви Сограда считают Гауди. Того самого зодчего, без которого невозможна была бы современная Барселона. Множество построек в этом городе сотворил именно он:

Но с данным проектом зодчий начал работать, когда были готовы чертежи, заложен первый камень в основание и почти достроена апсида. Почему же строительством вплотную занялся молодой и пока не очень известный Гауди, а не дель Виллар, разработавший первоначальный план храма?

Как все начиналось

Саграда Фамилия. Фасад СтрастейИстория возведения Собора началась с того, что в 1872 году Джозеп Мария Бокэбелла – продавец религиозных книг и основатель Духовной Ассоциации Приверженцев Святого Иосифа – посетил Ватикан. Вернувшись домой под впечатлением от грандиозной архитектуры, он вознамерился построить искупительный храм в Барселоне. «Кинули» клич в массы, чтобы верующие и все, кто хотел и мог, сдавали деньги на новую церковь. Пожертвования потекли рекой, и довольно быстро была собрана сумма, необходимая для приобретения земли под будущую церковь. Для нее выбрали место на окраине Барселоны – Эшампль. Это был бедный район, где проживали крестьяне, стояли редкие лачуги, на каменистой земле паслись козы.

Бокэбелла был идейным вдохновителем проекта, а Джоан Марторэлл (архитектор и проектировщик по образованию) был его советчиком в плане архитектурных нюансов и особенностей. Но главным архитектором проекта назначили знатока псевдоготики – Франсиско де Паула дель Виллар-и-Лозано. Очень скоро у него возникли разногласия с Марторэллом, и Виллар, сославшись на нездоровье и пожилой возраст, удалился с проекта. Дальнейшее строительство поручили неизвестному тогда Антонио Гауди – помощнику Виллара, с которым он работал одно время.

Есть легенда, что главный заказчик церкви сеньор Бокэбелла видел во сне, будто храм достроит человек с голубыми глазами и светлыми волосами. Тридцатилетний Гауди «подходил» под это описание. И к тому же, он сразу согласился на условия заказчика, что и следовало ожидать от любознательного и увлеченного своим мастерством архитектора.

Гауди решил идти своим путем

При всей своей хрупкости собор может выдержать серьезные землетрясенияНе имея четкого плана, Гауди воплощал свои идеи прямо на строительной площадке. Он приступил к проекту в 1883 году, когда уже были сооружены стены крипты. Первым делом он достроил подземную часовню, но вдруг передумал следовать неоготическому плану Вильяра и решил полностью изменить его. К удивлению заказчиков, на месте строительства вдруг стали «вырастать» узкие башни, диковинные колонны. Инвесторы отказались вливать деньги в столь странный проект, отличающийся от первоначального.

Гауди был растерян и расстроен: неужели объект, которому он уделял столько сил и времени, так и не будет построен?! Спасали от разочарования заказы, приходящие с другой стороны. И в этом ему очень помогал граф Эусеби Гуэль, который рекомендовал своим знакомым талантливого зодчего. Гауди, как всегда, с головой уходил в новые проекты, и в тот период «на свет» появились такие его творения, как:

  • Дворец Гуэля (Барселона);
  • Дом Ботинес (Леон);
  • Дом Кальвет (Барселона);
  • И другие сооружения.

Своды внутри Саграда ФамилияЧерез несколько лет на дальнейшее возведение храма неожиданно была пожертвована крупная сумма денег, и можно было продолжить строительство. Есть версия, что якобы в этот раз проект профинансировал друг Гауди, поклонник его творчества и постоянный заказчик – Эусеби Гуэль. С одной стороны, в его планах уже было строительство нового города-сада (который впоследствии стал парком Гуэля), и архитектором его граф видел только «проверенного» в работе друга. В тоже время он понимал, что Церковь Саграда стала для Гауди самым грандиозным заказом, то есть тем уникальным шансом, который выпадает в жизни лишь раз.

Новый виток в строительстве церкви

Как бы то ни было, но архитектор с энтузиазмом взялся за прерванный проект. Времени на строительство ему отводилось совсем ничего – каких-то 18 лет. Сначала он стал возводить фасад Рождества, который украшали высокие башни. Затем принялся за апсиду с симпатичными башенками. Вместо гаргулий, которыми было принято украшать водосточные трубы готических сооружений, как в Нотр-Дам-де-Пари в Париже, Гауди разместил на них ящериц, птиц и улиток, и велел окрасить их в яркие цвета.

Один за другим появлялись новые элементы Саграды:

  • Клуатр вдоль всего храма;
  • Часовня Святой Девы Розарии;
  • Скульптуры и барельефы на фасаде Рождества;
  • Колокольни с колоколами, звон которых должен был звучать в унисон 5-и церковных органов.

Саграда Фамилия. Древо ЖизниС колоколами Гауди долго «возился». Он хотел добиться небывалого эффекта от их звучания, говоря так: «Я хочу, чтобы сама при­рода здесь славила Бога». Однако срок строительства истекал, деньги заканчивались, а Гауди все еще занимался первым фасадом – восточным. А их планировалось еще два: западный фасад Страстей Христовых и южный фасад Славы.

По замыслу архитектора фасад Рождества был посвящен рождению Спасителя, поэтому был обращен на северо-восток, откуда восходит (рождается) солнце. Выше двери возвышается наверх Древо Жизни, по обе стороны от которого находятся четыре башни-колокольни:

  • Башня Апостола Матфея;
  • Башня Святого Варнавы;
  • Башня Апостола Фаддея;
  • Башня Симона Кананита.

Гауди успел увидеть только одну из них законченной – Башню Святого Варнавы, первую с левой стороны фасада Рождества. Внутри нее есть лестница, винтовая и без перил, при подъеме по которой возникает ощущение, будто крутишься вокруг собственной оси. Остальные башни выполнил последователь Гауди – Доменик Суграньес, уже после смерти своего учителя.

Антонио Гауди много времени уделял мельчайшим деталям сооружения. Для наиболее правдивого изображения людей и животных, он использовал своих работников, которые ему «позировали», а еще тех, кого он встречал на улицах, в тавернах. Так, образом для Центуриона в сцене «избиения младенцев» стал местный выпивоха, у которого был завидный рост и от рождения шесть пальцев на руках. Чтобы изобразить птиц, Гауди снимал гипсовые слепки с настоящих кур и индеек, которых временно усыплял хлороформом.

Последние годы мастера

Для Гауди Саграда Фамилия стала смыслом жизни. Он отказался от зарплаты, а затем начал тратить на ее строительство свои средства, полученные за другие проекты. Его считали сумасшедшим, ведь он продал свой домик, призывал толстосумов к пожертвованиям. Но жертвовали деньги на храм только люди не богатые, но верующие, а стало быть, строительство продвигалось непомерно медленно.

Не обладая хорошим здоровьем с детства, Гауди перебрался жить в крипту собора, где от сырости и ночных сквозняков у него разыгрался ревматизм. Ему все сложнее стало рисовать: стала отказывать рука. Да еще и другие несчастья посыпались на голову зодчего: умер отец, затем племянница, уходили в мир иной его близкие. Скончался Гуэль, а вместе с ним закончились остальные заказы для Гауди. Свои невзгоды зодчий переносил на «полотно» собора. Так он «разговаривал» с миром и Богом!

Понимая, что не успеет доделать собор при жизни, Гауди оставил макеты, чертежи, схемы и рисунки для следующих архитекторов Саграды Фамилии. Ими стали:

  • Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана – завершили первые четыре колокольни;
  • Исидрэ Пуч Боада;
  • Льюис Бонет-и-Гали, возглавивший проект в 1971 году;
  • Жорди Бонет-и-Арменголь – принял проект в 1985 году.

В 1986 году Хосе Мария Субиракс взялся за завершение фасада Страстей Христовых. Сначала он тщательно изучил скульптурное наследие Гауди, и уже после изучения приступил к работам. Именно ему принадлежат трагические сцены Тайной Вечерни и Распятия Христа.

Но работы продолжаются и сегодня. В них участвуют упомянутый Хосе Мария Субиракс и другие мастера архитектуры. Однако в 2000 году Папа Римский Бенедикт XVI признал Кафедральный Собор Барселоны пригодным для совершения церковных служб и освятил его.

Грандиозное наследие Гауди – человека, который тихо ушел из жизни

Саграда Фамилия - действующая церковьВеличественное сооружение и сегодня поражает воображение каждого, кто впервые увидит Собор Гауди в Барселоне – так благоговейно называют барселонцы Храм Святого Семейства. Но когда строительство будет завершено, а это власти города обещали к 2026 году – к 100-летнему юбилею со дня смерти Антонио Гауди – зрителям предстанет уникальное сооружение, и 18 башен "вознесутся" к небесам. Их общее количество не случайно: 12 Апостолов, 4 Евангелиста, Богоматерь и Христос.

Несмотря на гигантскую высоту самой высокой башни, она не превышает уровень горы Монжуик. Гауди, будучи глубоко религиозным человеком, считал, что его творение не должно превышать Творение Бога.

*****

Летним днем 1926 года, ближе к вечеру, Гауди направлялся со стройки в церковь Сан-Филипп Нери. Он шел неторопливо, весь погруженный в свои мысли. Окинул взглядом любимое детище Саграду Фамилию, и собирался идти дальше, но мощный удар чего-то железного свалил 73-летнего старика. Он даже не заметил, как на него надвигалось новое чудо-техники – трамвай.

Его отвезли в больницу для бедных: никто и не предполагал, что этот сгорбленный пожилой человек в нищенской одежде – великий Гауди. Когда его личность в больнице признали, он сам отказался ехать в частную клинику, и умер через три дня. В своем завещании Гауди передавал все свои средства для дальнейшего строительства Саграды Фамилии…

«…Трамвайный путь накрыл собой погибший.
Все думали - то просто жалкий нищий.
Он долго неопознанный лежал -
Творец, не ожидающий похвал.

В последнем и губительном поклоне
Он жизнь отдал прекрасной Барселоне.
Вдох первый и последний выдох ей!
Красавице, рожденной из камней..



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 2
Мне не нравится


Комментарии (0)

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.