Музей Альфонса Мухи
Альфонс Мария Муха – чешский иллюстратор, художник, график, о котором мало что известно в России. А ведь его работы – это огромный вклад в развитие художественного стиля модерн и западноевропейского изобразительного искусства в целом. Его работы, выполненные в свойственной только ему манере, которая получила название «стиль Мухи», невозможно спутать или оставить без внимания. «Мухинское» направление в живописи и декоре получило название «модерн», а во Франции – «арт нуво».
Маленький музей Великого Художника
Художник создал образы утонченных, воздушных, обворожительных женщин, олицетворяющих женственность, чувственную красоту, обольстительность, грацию. Однако его искусство сложнее и многограннее, чем изображение женских натур. В свое время художник был настолько знаменитым и популярным, что его считали символом «золотого» и «серебряного» веков: он «творил» как раз на стыке одного с другим. В Праге в 1998 году открыли Музей Альфонса Мухи, все экспонаты в который были предоставлены членами семьи живописца.
Музей совсем маленький и состоит из трех комнат, в двух из них находятся личные вещи и работы художника - их немного, около 100, что порою разочаровывает посетителей. На самом деле все вполне логично и гармонично. Многие, кто приходит в Музей, даже не вполне уверены, что вообще слышали о таком человеке, как Альфонс Муха. Сначала они «знакомятся» с его искусством, а имея наглядное представление о художественных талантах мастера, переходят в третий зал. Он - завершающий и подытоживающий небольшую экскурсию, когда посетителям показывают получасовой фильм о жизни и творчестве художника.
Немного биографии не помешает
Итак, южным июньским днем 1860 года в Моравском городке Иванчице, в семье судебного чиновника и дочери мельника родился гениальный мальчик. Уже с детства он хорошо рисовал, хотя и увлекался по большей части пением. Подростком он получил художественное образование недалеко от родного города – в Брно. Не поступив в местечковую художественную школу, ему одно время пришлось работать в театре: сначала актером, а затем декоратором и художником афиш.
Наконец его таланту отдали должное в Вене, и пригласили работать художником театральных декораций в мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт. Однако случившееся в 1881 году несчастье - пожар в театре и его мастерской – заставило юношу покинуть Вену. И все-таки судьба к нему благоволила, и в том же году он познакомился с графом Карлом Куэном-Беласси. Альфонс работал у графа придворным художником и оформлял для него интерьер замка в Грушовани, дворца Эммахоф, а затем и австрийского замка, который принадлежал брату графа.
Граф был восхищен мастерством юного Альфонса и даже оплатил его обучение в Академии изящных искусств в Мюнхене, где молодой человек «дорос» до главы Ассоциации Славянских художников. Через два года Альфонс Муха переезжает в город грез – Париж, и поступает там в одну за другой известные Художественные школы. Однако в одночасье молодому человеку пришлось выбирать: продолжать учебу или идти работать. Увы, но богатый спонсор покончил с собой.
Жизнь в Париже
И что же делал Муха? Хватался за любую работу, какую только ему предлагали, и где могло пригодиться его мастерство. Оформлял плакаты, календари, афиши, модные журналы, визитные карточки и даже ресторанные меню. Он оттачивал свой талант в различных интерпретациях. Некоторые заказы были «подарком» судьбы, как например «Сцены и эпизоды из истории Германии», над которыми пришлось долго и кропотливо работать. Выполнение этого заказа несомненно повлияло на дальнейшее творчество художника, когда он работал над главным трудом своей жизни – «Славянской Эпопеей».
В Париже Альфонс Муха успешно попробовал свои силы в качестве оформителя обложек и книжных иллюстраций. Он освоил технику литографии, которая стала одним из его любимых занятий. Первая его знаменитая работа касается библейской истории – это «Сусанна и старцы». Дальше – больше! Его масляные рисунки стали трафаретом для иллюстраций, выполненных техникой ксилографии: когда зеркальное изображение рисунка перекладывается на деревянную основу и покрывается краской, а затем его оттиск переносят на бумагу (или ткань). Яркий пример его работы в этом направлении - обложка «Petit Francais illustre».
Талантливый художник успешно сотрудничает с такими «монстрами» прессы, как:
- Журнал «Народная жизнь» («La Vie populaire»);
- Газета «Фигаро» («Le Figaro illustre»);
- Газета «Парижская жизнь» («La Vie Parisienne»);
- Журнал «Золотая Прага» («Zlata Praha»).
Встреча с Сарой Бернар
Наконец, Альфонс Муха под Рождество 1894 года получил судьбоносный заказ – сделать афишу на премьеру спектакля «Жисмонда», в котором играла великолепная Сара Бернар. Богиня сцены была в восхищении от работы молодого дарования, и было отчего. Муха получил заказ через владельца типографии де Бруноф, с которым отправился в театр «Ренессанс». Во время спектакля художник набросал в альбоме эскизы будущей афишы. Это было изображение главной героини Сары Бернар, одетой в длинное богатое платье с расшитыми длинными рукавами, с пышной прической, в которой красовались орхидеи. Жисмонда держала пальмовую ветвь в руке.
После спектакля художник и типографист встретились в кафе напротив, где Муха на основании увиденного и эскизов сделал окончательный набросок будущей афишы. Когда его показали легендарной актрисе, она была в восторге и возжелала лично познакомиться с художником. Впоследствии она добилась для него места главного декоратора театра «Ренессанс». А де Бруноф купил то самое кафе, где был сделал исторический набросок.
27 декабря 1894 года афиша «GISMONDA» - спектакля по мотивам пьесы великого Д.Боккаччо, была полностью готова. Это был триумф молодого художника, когда большие листы афиш украшали стены и заборы Парижских улиц. Рисунок был декоративный и исполнен в золотых тонах: над изображением страдающей, но гордой Жисмонды золотыми буквами было выведено название пьесы.
В течение шести лет Муха радовал поклонников театра афишами, среди которых наиболее известны:
- «Дама с камелиями»;
- «Тоска»;
- «Медея»;
- «Гамлет».
К слову сказать, сегодня афиши и плакаты Альфонса Мухи стоят баснословные деньги: миллионеры не жалеют за обладание ими свои миллионы.
В то время Муха с одинаковым воодушевлением выполнял сценические костюмы, аксессуары, а также декорации к спектаклям. Ходила молва, что Муха и Великолепная Сара состояли в любовной связи. Альфонс работал бесперебойно - от заказов не было отбоя. Оформить этикетки от шампанского или спичек, создать коллекцию ювелирных украшений, панно, эстампов под силу было лишь натуре, жаждущей открывать себя снова и снова и дарить миру произведения искусства и частичку своей души.
Многогранность творчества
Так на свет появились его «La Femme Muchas» - образы томных и роскошных славянок, которые гениальный художник изображал в разных интерпретациях. Это и уникальный гороскоп с женской головой, вокруг которой собралась зодиакальная женская «компания», и «Времена дня», где представлены четыре разных образа. Утро - нежная юная блондинка, День – рыжеволосая грациозная дева, Вечер – утомленная обворожительная брюнетка, Ночь - спящая темноволосая красавица. Вообще, Альфонс Муха был мастером отойти от штампов и демонстрировать публике нечто новое, одухотворенное и совершенное, что есть в жизни и можно перенести на язык полотна. Его картины дышат спокойствием, умиротворением, желанием созерцать красоту и радоваться ей.
В 1895 году Художник стал вхож в художественную галерею, к которой принадлежали Боннар, Грассе, Верлен, братья Люмьер – то есть творческая интеллигенция Парижа. 1899 год: Париж знакомиться с творением мастера – книгой «Отче наш» на латыни и на французском языке. Альфонс Муха и здесь отличился: каждая фраза известной молитвы была помещена на отдельной странице в обрамлении изысканных узоров и рисунков, сделанных в технике фототипии (кстати, это изобретение чехов).
С 1897 года Муха начинает сам устраивать выставки в Европе, а в 1900 году художника приглашают оформлять павильон Боснии и Герцеговины на Всемирной Парижской выставке. И хотя на ней представлены несколько плакатов Мухи с его излюбленными женскими образами, именно в тот период он живо интересуется историей славянских народов, которую он по-своему запечатлел затем в картинах «Славянской эпопеи».
Книга «Декоративная документация», которая вышла в свет в 1901 году, стала своеобразным итогом многолетней деятельности художника. В ней он изложил свой опыт и представил всевозможные рисунки, узоры, шрифты, техники, которые можно использовать не только в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, но также в декорировании мебели, в ювелирном деле. То, что представлено на страницах руководства стало примером для выполнения драгоценных украшений, например ожерелья с портретом Сары Бернар.
1903 год знаменателен в жизни Альфонса Марии Мухи: он женился на молоденькой ученице – Марии Хытиловой, которую ласково называл Марушкой. Они прожили всю жизнь вместе. Марушка подарила супругу двух детей: дочку Ярославу и сына Иржика.
«Славянская эпопея»
В 1906 году семья уезжает в США, где Альфонс Муха преподавал в Художественном институте и работал в одном из известных театров, как декоратор. Он снискал громкий успех у американцев, однако все время хотел вернуться в Чехию: американская жизнь была не для него. Тем более, что он твердо решил заняться славянской тематикой, и как только вернулся в Чехию, принялся за работу.
На воплощение грандиозного замысла художник потратил 15 лет. Однажды он даже посетил Санкт-Петербург и Москву, чтобы собрать материалы для работы. В его «Славянском эпосе» отражены переломные моменты истории славян, как:
- «Симеон, царь Болгарии»;
- «После Грюнвальдского сражения»;
- «Отмена крепостного права на Руси».
В 1928 году он заканчивает свой титанический труд над «Славянской эпопеей» и дарит картины Праге. Картинным полотнищам огромных размеров место нашлось не сразу, в конце концов их отправили в Брно. Затем они долго хранились в замке в Моравском Крумлове, хотя сам художник их завещал Праге при условии, что для них будет построена отдельная Галерея. Внук мастера обратив внимание, что воля деда так и не была исполнена, основал Фонд и стал заниматься сбором средств для строительства. Только в 2011 году картины в несколько этапов перевезли в Прагу в Национальную Галерею. Славянская эпопея "путешествует" по миру. В 2015 запланирована трехмесячная выставка артполотен в Японии, а в 2017 - в Южной Корее и Китае, после чего картины отправятся "домой".
Страшный 1939
Во время работы над «Славянским эпосом» Альфонс Муха занимался разработкой эскизов государственных денежных знаков, почтовых марок, государственного герба. Работа всецело поглощала его. Однако на закате жизни Альфонс Муха перестал быть популярным, так как его творчество сочли в 30-х XX века безнадежно устаревшим и чересчур националистическим.
Кстати, именно последний пункт повлиял на то, что престарелого художника гитлеровская Германия поставила в список врагов III Рейха. В 1939, когда фашисты захватили Прагу, старика несколько раз арестовывали. Вряд ли гестаповцы милостиво отнеслись к почтенному возрасту известного человека. После ряда допросов Альфонс Муха заболел и быстро умер. Его похоронили на Вышеградском кладбище. Не правда ли, как трагически порою поступает судьба с настоящими гениями?
Сегодня вы можете познакомиться с экспозицией, которую представляет гостям Праги Музей Альфонса Мухи на улице Panska 7. Работы великого художника хранятся во многих музеях мира, но только в этом здании можно прочувствовать его индивидуальность и харизму. До сих пор считается, что высокую планку плакатной живописи, которую поднял Альфонс Муха в своих работах, так никто и не превысил.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии