Музей коммунизма в Праге
Только, казалось бы, чехословацкий народ вздохнул спокойно после ужасных лет Второй Мировой, как новая напасть - эпоха Коммунизма, которую «переживала» Чехословакия в период с 1948 по 1989 гг. Новый режим правительство навязывало изощренно, на основе страха, пыток, репрессий. В застенки тюрем и военных «трудовых» лагерей попадали «политические» преступники, оказывающие сопротивление новому управлению, а также собственники больших участков земли, усадеб, минизаводов. Правду о «годах несвободы», а также в назидание современным людям, которые должны помнить свою историю, создан Музей коммунизма. В Праге он – первый и единственный в своем роде.
А спонсировал заказ немец по имени Гленн Спикер. Чехи с удовольствием взялись за организацию столь тематичного музея и его экспозиции. В 2001 году Музей уже распахнул двери для посетителей.
В чем суть экспозиций
Подобные музеи есть и в других соцстранах, однако основным контингентом экскурсантов являются западные туристы. А чехи если его и посещают, то только школьники, так как сюда специально организуются экскурсии в пределах школьных программ. «Взрослые» чехи не слишком любят посещать коммунистический музей.
Он очень «компактный» и состоит из трех залов. Однако экспозиция его более чем насыщенна:
- Производственный уголок;
- Авиационно-космический;
- Школьный;
- Магазинный;
- Уголок социалистической живописи;
- Армейский;
- МВД.
Все экспозиции представлены несколькими характерными предметами, например по представленным экспонатам «кабинета МВД» можно примерно понять, в какие условия попадал обвиняемый, и что ему приходилось ощущать, слышать и ожидать от садиста-следователя. Кстати, несколько экспонатов – это действительные орудия пыток, которые применяли к несчастным в ходе допросов. Устрашающий интерьер, аскетический стол, стул, настольная лампа, телефон и непременный бюст Феликса Дзержинского. Как же без него!
Жестокие методы перевоспитания
Многих из заключенных направляли на принудительно-трудовое «перевоспитание» в лагеря, которые именовали почему-то (для отвода общественности от действительности) вспомогательными техническими батальонами. Заключенные работали в них на тяжелых изнурительных работах, якобы для переориентации. Если же по мнению администрации лагерей перевоспитания так и не произошло, заключенных переводили в еще худшие условия – на «военные тренировки».
Из 26 тысяч помещенных в военные лагеря Чехословакии многие не выжили: их тела кремировали и отправляли на кладбище в Мотоле. Самое крупное захоронение казненных заключенных находится на кладбище в Дяблицах. По имеющимся данным тела тех, кого сгнобили в застенках тюрьмы Панкрац кремировали и свозили в места общих захоронений, причем на многих кремационных урнах проставлены лишь номера…никаких фамилий и имен от людей не осталось. Лишь 1958 году урны с прахом стали вывозить на кладбища.
Но не все были удостоены «чести» быть захороненными. Например, одной из заключенных и казненных в тюрьме Панкрац была Милада Горакова – общественный деятель, политик, юрист. Образованнейшей женщине было предъявлено сфабрикованное «дело», причем обвинение Гораковой в «подготовке диверсионного заговора» получило огромный общественный резонанс. О ее помиловании выступали А.Эйнштейн, У.Черчиль, Э.Рузвельт. К Гораковой применяли пытки, а позже повесели, кремировали и прах развеяли над Ольшанским Крематорием.
Три зала – три эпохи
Музей создавался таким образом, чтобы экскурсанты смогли как можно глубже и точнее оценить эпоху «коммунизма». Для этого устроителям экспозиций пришлось хорошенько поработать, ловко используя подручные средства: звук, свет. Но самое поразительное, что здесь даже запахи воссоздают общую картину тех времен.
Трех небольших помещений музея оказалось достаточным, чтобы передать все аспекты коммунистической эпохи:
- Вера в светлое будущее (первый зал с представленными бюстами и статуями коммунистических лидеров: Ленина, Сталина, а также авиационно-космической и производственной экспозицией в эпоху социализма);
- Жестокие реалии режима плюс материалы для пропаганды режима, армейский и пограничный уголок и другие экспонаты попали во второй зал;
- Третий зал и его экспонаты посвящены Бархатной революции 1989 года.
Особенного внимания заслуживает «школьный» уголок, где представлены различные материалы методического характера, задающих вопросы, ответы на которые школьники должны найти самостоятельно в пределах Музея. Школьный уголок – это фрагмент ученического класса, в котором множество книг, учебников, пособий, доска, глобус.
Современные приколы
В противовес настоящим экспонатам Музея в нем же есть сувенирная лавка, которая «приторговывает» довольно дерзким товаром уничижительного характера. Среди многообразных открыток и журнальчиков можно увидеть моющегося Ленина, Карла Маркса, который сам себе делает педикюр, полуобнаженного Сталина в окружении дамочек легкого поведения. Кстати, Владимиру Ильичу «повезло» более других: то он изображен с ирокезом на голове и серьгами в ухе, то весело оттопыривающим большой палец на правом кулаке, мол «все круто».
Муссируется на открытках тема тонущей Авроры и Серпа и Молота, наподобие затонувшего лайнера «Титаника». Этакий символ чего-то грандиозного, помпезного, большого и, как оказалось на самом деле, уязвимого. На память можно купить футболку с олимпийским медведем или свечку в форме головы Ильича, а также копию медалей, орденов, эмблем. «Добродушный» Сталин приветливо машет с плаката, который находится около входа в Музей. Точно такой же Иосиф Виссарионович изображен на входных билетах.
Музей находится около станции пражского метрополитена Mustek – это переход между желтой и зеленой ветками. Станция получила название Мустек, благодаря настоящему мостику, соединяющему две в Средние времена стороны рва вокруг Старого города. Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Часы работы – с 9 утра до 22 вечера.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии