Собор Святого Вита

Одна из самых узнаваемых и почитаемых святынь Чехии – католический Собор Святого Вита, Святого Вацлава и Святого Адальберта в Праге. Его великолепие и грандиозность не сможет оценить только абсолютно несведущий в истории, архитектуре и красоте человек. Это величественное сооружение – образчик готического архитектурного искусства, символ гения человеческого мастерства и воплощения смелых и оригинальных идей в реальность.

Историческая справка

Собор Святого Вита в Пражском ГрадеСобор расположен в сердце Праги – в Пражском граде рядом с Королевским дворцом. Он предназначался для коронаций и как королевская сокровищница и усыпальница. Чешские короли короновались в стенах Собора Святого Вита практически до середины XIX века. Последним королем, коронованным в Храме в сентябре 1836 года, был Фердинанд из династии Габсбургов, прозванный в народе «Добросердечным».

Собор было решено построить, когда в 1344 году учредили Пражское Архиепископство. Он был основан на месте старой романской ротонды в честь Святого Вита. Кстати, этот святой был почитаем не только в Чехии, но и Польше, Италии, Франции и на Руси. Вит был мальчиком из богатой сицилийской семьи, и совсем в юном возрасте принял христианство. Силой своей веры он излечивал людей от болезней и обращал их ко Христу. Во времена преследования христиан юный Вит неоднократно предавался мученическим пыткам, и был убит в 303 году н.э.

Одно из витражных окон Собора Святого ВитаРоманская ротонда 935 года была построена князем Вячеславом в честь особого события: благодаря полученной от германского короля «руки» Вита, Чехия освободилась от поборов, которые наложила на страну Священная Римская Империя. Через 170 лет, в 1096 году, ротонду перестроили в Базилику. А в XIV веке на ее фундаменте Иоанн (Ян) Люксембургский, чешский король и отец легендарного Карла IV, по величайшей просьбе первого пражского архиепископа Арношта Пардубицкого приказал заложить новый Собор.

Через два года короля не стало, и на сына монарха возлегла вся ответственность за трон и за страну. Карл IV был человеком образованным, он много путешествовал, бывал и во Франции. Большое впечатление на него произвел Собор Парижской Богоматери в Париже. Может поэтому, Храм Святого Вита в Праге отдаленно напоминает парижскую святыню?!

Проект грандиозного архитектурного ансамбля возложили на Матье Аррасского, которого специально выписали из Авиньонского дворца. Одним из его гениальных творений был замок Карлнштейн в Чехии. Задачей архитектора было создание великолепного ансамбля, построенного по всем правилам французского готического искусства, в который должны были войти трехнефная Базилика с аркбутанами, трансептом, 10-угольной апсидой, пятиярусным хором и часовнями. Увы, мастер дожил только до завершения восточной части хора. Его работу сегодня можно отличить по строгим и четким пропорциям, ведь Матье Аррасский в первую очередь применял в архитектуре знания геометрии.

Петер Парлер

После смерти мастера в 1352 году строительство Собора поручили молодому, смелому и гениальному Петеру Парлеру. 23-летний архитектор «закончил» строительство северной части хора и южные часовни по проекту, разработанному предшественником. Но затем Петер действовал по собственной задумке, используя внутри Храма новые инновационные элементы. Парлерские решетчатые своды, например, смотрятся просто великолепно: их зигзагообразный рисунок придает потолку утонченной выразительности и динамичности, рассчитанной на зрительное и психологическое восприятие человека. Парлер был еще и превосходным резчиком по дереву и применял свое мастерство в архитектуре. «Смелые» своды – не единственное новшество Парлера. Колонны, оконный ряд, притолока прохода, карнизы – каждому элементу уделялось огромное внимание.

Архитектор работал над Собором более 40 лет, так как был задействован в других важных проектах: Карлов мост – это тоже его «детище». Дети Парлера, Венцель и Йоханнес, также участвовали в строительстве южной стороны Храма и частично его Башни. Однажды к ним «присоединился» мастер Петрилк – с ним цех Парлеров закончил трансепт, большую Южную Башню и так называемые «Золотые Ворота», соединяющие башню и южный трансепт. Именно через Золотые Ворота шествовала коронационная процессия внутрь Собора.

Период разрушения и забвения

Знаменитое окно "роза" Собора Святого ВитаНачавшееся в XV веке недовольство простых людей казнью Яна Гуса (идеолога чешской реформации), вылилось в гуситские войны, которые длились до середины столетия. В это время строительство было жестко остановлено. В ходе иконоборнического движения гуситов Храм был частично разрушен: многие картины, скульптурные композиции и внутренняя обстановка сильно пострадали.

Сильные повреждения Собор получил еще через 100 лет, когда в Малостранской Ратуше был учинен пожар. Тогда жарким летним днем сгорели мясные лавки, жилые здания, монастыри, костел. По сухой траве пламя огня быстро распространялось и захватило Пражский град. Не пощадило оно и главную святыню града – Собор Святого Вита. Очевидцы утверждали, что зрелище было похоже на Конец Света, когда огромные колокола Храма плавились и разливались на пол, когда соборный орган загорелся и рухнул, «издавая» жуткий грохот и страшные звуки. Несколько десятков человек погибли от жаркого пламени или под обломками падающих кусков зданий. Пожар 1541 года назвали Божьим наказанием.

После пожара сооружение простояло несколько лет, когда наконец чешский король Владислав Ягеллон приказал продолжить работы. Правда, они практически сразу и закончились из-за нехватки средств. В течение следующих столетий были предприняты попытки завершить строительство, но в результате появились лишь некоторые элементы доработки, выполненные в стиле «Ренессанс» и «Барокко»: шпиль Южной Башни, орган северного трансепта.

Проект реконструкции

Мифическая горгулья - элемент декора СобораТолько в 1844 году на съезде немецких архитекторов Вацлав Песина и архитектор-неоготик Йозеф Краннер представили проект реконструкции Храма, результатом которого стало образование общества «Союз за завершение Собора Св.Вита в Праге». В задачи общества входила реконструкция и завершение строительства Храма, в ходе которых необходимо было «избавиться» от недружественных единому стилю элементов.

Начал работы глава общества Йозеф Краннер, а после его смерти проектом стал руководить Йозеф Моккер, при котором появился западный готический фасад с двумя башнями. После смерти Йозефа Моккера, строительством и оформлением Собора занялся Камил Гилберт. Богатый и оригинальный интерьер Храма украшали многие известные скульпторы и художники, среди которых работал и модернист Альфонс Муха. Он трудился над северными окнами нефа, выполнив их в стиле «ар-нуво». А шикарное окно «роза» спроектировал Франтишек Кисела в 1925-1927 гг. в духе библейских сцен о сотворении Мира.

Наконец, в 1929 году, к юбилею Святого Вацлава, Собор Святого Вита в Праге был закончен. На строительство грандиозного величественного ансамбля понадобилось долгих (!) 600 лет. Предполагал ли юный Петер Парлер, что его творение переживет века и станет венцом готической мировой архитектуры?

Сокровищница объектов искусства

Собор Святого Вита в миниатюреСегодня знаменитый Храм в Пражском граде – это сокровищница готического искусства, жемчужиной которой является корона Святого Вацлава времен Карла IV, хранящаяся в Часовне Святого Вацлава. Старинная легенда гласит: если наденет ее всякий, кто не имеет на нее право, тот не проживет и одного года. Именно так и произошло, когда обергруппенфюрер СС Рейнхард Гейдрих примерил в 1941 году на себя (по другой версии на своего маленького сына) святовацлавскую корону. Буквально через полгода Гейдрих скончался от ран при покушении на него. Кстати, проклятие короны не обошло и сына Гейдриха Клауса: его насмерть сбила машина, когда он в 11-летнем возрасте катался на велосипеде.

Собор Святого Вита в Праге - это еще и усыпальница чешских королей, среди которых могилы:

  • Карла IV (а также его четырех жен и детей);
  • Фердинанда I Австрийского и его супруги Анны Богемской;
  • Императора Максимиллиана II.

Капелла Святого Вацлава (XIV столетия) известна богатым художественным оформлением, например нижняя стен была облицовая полудрагоценными камнями. Недалеко от нее расположена надгробная плита Иоанна Непомуцкого – объект всеобщего восхищения. Соборный орган является самым красивым в Европе: в праздничные дни старинный орган можно не только увидеть, но и услышать. В солнечную погоду о Соборе Святого Вита напоминает звон башенных колоколов, звук которых транслируют по всей стране по радиосвязи.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.