Арка на площади Каррузель в Париже
Так называемая историческая ось Парижа или Королевская перспектива, начинается в центре города, а далее простирается вдоль Сены на запад на несколько километров. На одной линии рассредоточены культурно-исторические памятники, парки, учреждения и магазины. Три величественные арки стоят вдоль Королевской оси, которую «начинает» Арка на площади Каррузель. В Париже она была возведена по приказу Наполеона Бонапарта, чтобы увековечить его грандиозные победы в Европе.
Плагиат по-парижски
Не мудрствуя лукаво, два французских архитектора, Шарль Персье и Пьер Фонтен, работающих преимущественно в стиле «ампир», взяли за основу величественную триумфальную арку в Риме. Ту самую, которая была построена в честь победы над Парфией римского императора Септима Севера. Построенная еще в древние времена, арка в Риме очень хорошо сохранилась, и представляет собой трехпролетную конструкцию, соединенную проходами, где центральный пролет самый высокий.
Эффектным украшением арки была античная колесница, запряженная четырьмя конями. Колесницей «управляли» статуи Септима Севера и двух его сыновей – Каракалла и Гета. На боковых арках были помещены рельефные изображения римских легионеров. Славные деяния и победы императора увековечили надписи с двух сторон античного сооружения.
Практически те же приемы использовали в своей работе Персье и Фонтен при возведении парижской арки. Но только прославляла она победы Наполеоновской армии.
Решение о ее возведении было принято во время Амьенского мира в 1802 году, а в 1806 – уже началось строительство. Место было выбрано не случайно – площадь Карусель, разделяющая Лувр и дворец Тюильри. На этой площади в XVII столетии происходили королевские конные состязания – «карусели» или показательные выступления всадников на конях. При королевских дворах они отличались пышностью нарядов и самого торжества.
«Оформление» Арки
На возведение арки потребовалось несколько лет. Последним «штрихом» строительства было водружение Квадриги, той самой, которая украшала некогда арку Септима Севера в Риме. Правда, после падения Константинополя, в 1204 году крестоносцы сняли ее и перевезли в Венецию, где она украшала западный фасад Собора Святого Марка.
Эта квадрига, то есть колесница на двух колесах из позолоченной бронзы, украшала некогда ипподром в Константинополе. По документальным свидетельствам, впервые она появилась в Венеции на портале Сант-Алипио в 1265 году. Еще через сто лет Петрарка описал ее, как «…четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».
Долгое время Квадрига была символом города, пока в 1797 году Наполеон не захватил Венецию. Тогда он приказал вывезти ее в Париж. И в 1808 году она была установлена на Арке Каррузель. 15 августа того же года состоялось ее торжественное открытие.
После того, как Наполеон отрекся от престола – эту эпоху вторичного правления членов династии Бурбонов с 1814 по 1830 годы историки называют Реставрацией – Квадригу вернули обратно в Венецию в 1815 году. Однако теперь она не красуется на Соборе, а спрятана под его кровлей.
Вместо «настоящих» античных коней на Арке Каррузель установили усовершенствованную скульптурную группу размером 3 метра, изготовленную Франсуа Жозефом Бозьо. Она представляет собой четверку коней, везущих фигуру Мира и две скульптуры по бокам – статуи Победы. Предназначение композиции – прославление эпохи Реставрации. Однако все барельефы на арке, которые ранее были выполнены в честь Наполеона, сохранили даже в правление Бурбонов.
Украшают Арку розовые мраморные колонны с коринфским орденом по всему фасаду. На них стоят восемь воинов, изображающих представителей наполеоновской армии. Кирасир, драгун, кавалерист, карабинер установлены со стороны Лувра; гренадер, пехотинец, канонир, сапер – с противоположной стороны сооружения. По бокам фасадов выбиты надписи, славящие победителя Наполеона.
Площадка перед Лувром или начало «Исторической» оси
Французский император-самозванец предвкушал, как эффектно и торжественно будет смотреться арка в честь него у самого входа во дворец Тюильри – парижской резиденции Бонапарта. Это был огромный королевский дворец, состоящий из Центрального корпуса и двух павильонов по бокам: Марсана и Флоры. Однако в 1871 дворец подожгли. Два дня горел Тюильри, уцелели лишь два флигеля. Долгих 12 лет простояли руины посреди Парижа: решалась их дальнейшая судьба. Затем обгоревший остов решили продать и расчистить площадку, а два уцелевших павильона были перестроены в годы правления Наполеона III, и сегодня входят в комплекс Лувра.
В 1878 году около Арки Каррузель был установлен привязанный сферический аэростат воздухоплавателя Анри Жиффара. Его воздушный шар мог поднимать в воздух до 40 пассажиров. С высоты 500 метров над поверхностью земли открывалась чудесная панорама Парижа: Сена, Лувр, Елисейские поля.
Там, где раньше была центральная часть дворца Тюильри, разбили великолепный сад, получивший одноименное название. Этот сад с аккуратно подстриженными кустарниками, галереей великолепных скульптур, аллеями и прудами, является самым значимым и старинным в городе. Кстати, именно здесь и начинается та самая Королевская ось, о которой говорилось в начале статьи, и которая может стать началом вашей прогулки по историческому Парижу. Ось проходит через Арку Каррузель, пересекает сад Тюильри, выходит на площадь Согласия, пересекает Елисейские поля, минует Триумфальную арку, проспект Гранд Арме, Авеню Шарля де Голля и завершается у Большой Арки в Дефанс.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии