Церковь Мадлен в Париже
Прохаживаясь по Парижу от площади Согласия по Королевской улице, вы непременно попадете на площадь Мадлен. Это VIII округ Парижа, известный своими достопримечательностями и старинными улицами, как Вандомская площадь или Фобур Сент-Оноре, на которой находится множество модных магазинов. Самое сильное впечатление от площади Мадлен производит храм Святой Марии Магдалины, который по строгости и монументальности перекликается с Бурбонским дворцом, расположенным напротив, через Сену. Французы называют ее просто - Церковь Мадлен. В Париже сооружение, выполненное в неоклассическом стиле, не единственное. Неоклассицизм представляет также Пантеон или бывшая церковь Святой Женевьевы в V округе.
Споры о предназначении нового сооружения
L'église de la Madeleine прошла многострадальный путь, прежде чем стать тем, чем она сегодня является. На месте ее возведения в XIII веке стояла церковь, освященная в честь Марии Магдалины. О строительстве нового храма уже шла речь в 1755 году, но первый камень в его фундамент был заложен лично королем Людовиком XV только в 1763-ем, когда была окончательно оформлена площадь Согласия.
Камень-то заложили, но строительство двигалось черепашьими шагами, и через 15 лет был готов всего лишь фундамент. Зато на политической арене Франции революционные действия разворачивались чересчур активно. В 1789 году, когда началась Французская буржуазная революция, будущему строению прочили совсем другой статус: быть чем угодно – рынком, библиотекой, но только не церковью.
Затем во Франции наступил новый виток истории, когда на трон сел Наполеон Бонапарт. Его заинтересовало недостроенное сооружение, и он решил, что лучшего применения, чем сделать из него Храм Военной славы, который прославлял бы его многочисленные военные победы, не найти. Строительство доверили замечательному архитектору Виньону, который при выборе стиля будущего сооружения обратился к античности. За образец он взял древнеримский храм в Ниме – это юг Франции. Храм Мезон Карре хорошо сохранился, и архитектор воодушевился создать нечто подобное.
Для начала он снес с фундамента все, что было построено до его проекта. И если бы строительство велось «пошустрее», то Наполеон увидел бы новый храм во славу себе и своей армии. Но Бонапарт был смещен, к власти на короткое время пришли Бурбоны, а затем Людовик XVIII. Он велел продолжить работы по строительству новой церкви, и приказал освятить ее в честь памяти казненных королевских супругов: Людовика XVI и Марии-Антуанетты.
Архитектор Виньон умер в 1828 году, а храм так и не был достроен. После него строительными работами занялся Жак-Мари Гюве. В 1837 году судьба Храма опять «висела» на волоске – власти хотели открыть вместо него городской вокзал, но затем отказались от этой идеи. Наконец, в 1842 году строительство завершилось, и новая приходская церковь вскоревстречала первых прихожан.
Особенности архитектуры и внутреннего интерьера
Сегодня церковь Мадлен поражает своей величественностью и масштабами: размеры храма составляют более 100 метров в длину и 40 в ширину. В годы, когда она строилась, архитекторы всегда учитывали общую картину улиц, чтобы строения гармонично вписывались в общий интерьер города. Лучше всего направляться к церкви с улицы Руаяль, тогда взору предстанет прекрасная перспектива церкви. В принципе самый популярный вид храма, который изображают на календарях, буклетах, открывается именно с площади Согласия.
Церковь Мадлен внешне напоминает древнегреческий храм, в котором коринфские колонны возвышаются на 20 метров в высоту. Всего их 52, и они поддерживают кровлю и фронтоны. Самой известной внешней композицией здания является сцена Страшного суда на «главном» фронтоне, обращенном на Королевскую улицу. На ней изображен Спаситель и приклонившая перед ним колени Мария Магдалина, как просительница за грешников. Скульптурную композицию – свою главную работу в жизни - выполнил скульптор Филипп Оноре Лемер. Он известен также по скульптурным фигурам для Версальского дворца.
Бронзовые двери Церкви изображают Десять Заповедей. Внутренний интерьер резко отличается от других католических храмов полным отсутствием окон и только одним большим нефом. Свет проникает в помещение через свод, поэтому некоторых посетителей одолевает чувство «духоты», хотя церковь вполне уютная и пространственная. Алтарь храма находится под куполом, расписанным Жюлем-Клодом Зиглером на религиозную тему, где в центре фрески изображен Наполеон.
Над алтарем возвышается скульптура Шарля Марочетти «Вознесение Святой Марии Магдалины». Две кропильницы у входа в храм выполнил скульптор Антуан Муан в 1836 году. Ваятель сделал их в виде прекрасных ангелов-девушек. Слишком чувственные формы женских образов непримиримые католики нашли неподходящими для святилища, хотя знатоки искусства и уверяли, что работа скульптора просто изумительна. Тогда Муан переделал кропильницы в 1840 году, сделав лица ангелов более меланхоличными и отрешенными.
Церковные святыни
В церкви находится чудотворная икона Святой Риты. Каждый день около нее собираются прихожане, чтобы попросить Святую разрешить трудную ситуацию, помочь в безнадежном деле или просто молятся обо всем хорошем. Верующие зажигают свечи у иконы и оставляют записки с просьбой о помощи.
Главной святыней Церкви являются частицы мощей Святой Марии Магдалины, которые были перевезены в 1822 году сюда из Прованса и Бургундии. Правда, некоторые историки сомневаются в подлинности реликвии, но это не мешает стекаться в храм паломникам со всех концов света. Чтобы приложиться к мощам Святой, нужно испросить разрешение у священнослужителя Церкви. Каждое третье воскресенье после православной Пасхи перед мощами совершается молебен.
Свадьбы и органные концерты
Церковь Мадлен притягивает к себе не только потоки просителей. В ее стенах проводят шикарные свадьбы. Причем, у местной элиты она пользуется большей популярностью, чем любой другой собор Парижа.
Еженедельно здесь звучит уникальный орган, сделанный крупнейшим органным мастером XIX века Аристидом Кавайе-Колем. Он смастерил орган для Большого зала Московской консерватории, реконструировал орган в Нотр-Дам де Пари и во дворце Трокадеро. На органе Кавайя-Коля играл сам Камиль Сен-Санс – выдающийся французский композитор и органист конца XIX– начала XX вв. Под восхитительные звуки органа в немного затемненной церкви с высокими сводами в душе рождаются смешанные чувства: трепета, волнения и восторга.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии