Дворец Лувр в Париже

Лувр! Только ради этого музея можно ехать в Париж. Да, в его стенах хранится загадочная «Джоконда» Леонардо да Винчи, а также более 300 тысяч экспонатов, выполненных мировыми мастерами разных эпох! Да – он самый популярный и посещаемый музей мира! Но это еще и уникальный исторический и архитектурный объект. Ведь Лувр входит в состав Луврского дворца, который строился практически тысячу лет и неотделим от истории Парижа и Франции.

Громадный и величественный дворец Лувр в Париже находится на правом берегу Сены. Прямо перед ним раскинут роскошный и старинный парк Тюильри, на месте которого до событий 1871 года стоял королевский дворец Тюильри.

Листая историю дворца…

Лувр в вечерней подсветкеИстория возведения дворца Лувр уходит в далекий XII век, когда король Филиппе-Август задумал идти в крестовый поход. Чтобы в свое отсутствие защитить город от внезапного нападения врага, он приказал построить крепость. Начало ее строительства относится к 1190 году. Одна из башен крепости называлась Луврской. Версий происхождения этого названия несколько: то ли от латинского слова «люпус» (волк), то ли от старогерманского «ловар, лувер», что означало «крепость, укрепление».

Обширную территорию перед башней позже использовали под королевский замок, который впоследствии стал знаменитым дворцом мира. Как и водилось в то время, в центре крепости стоял донжон высотой 30 метров – специальная узкая башня, где хранился арсенал боеприпасов, запасы воды; откуда велось охранное наблюдение за низовьем Сены.

В 1317 году в крепость переправили государственную казну, которая ранее хранилась у главы Ордена Тамплиеров. Позже она становится королевской резиденцией, куда со двором переезжает король Карл V. Бывшая крепость несколько меняет внутренний облик «под дворцовый»: появилась парадная лестница, дворцовые помещения стали более совершенными и пространственными за счет прорубленных окон. Сюда перевозят уникальную коллекцию почти из 1000 книг и составляют дворцовую библиотеку.

Пирамида ЛувраПрактически каждый из последующих монархов считал своим долгом дополнить или ликвидировать какие-либо постройки дворцового комплекса. Например, Франциск I посчитал, что донжон больше не нужен и приказал его разрушить. Во время правления Генриха II и его сына Карла IX ко дворцу были пристроены два новых павильона. Генрих IV Наваррский, прибыв в Париж, решил соединить построенный для Екатерины Медичи дворец Тюильри и Лувр. Сам Генрих Наваррский не пожелал жить в Луврском дворце. И хотя его увеличили в четыре раза, а оформление было достойно проживания королевской фамилии, французские короли «охладели» к Лувру и предпочитали жить в Версале.

С 1682 года работы по перепланировки и оформлению дворца были резко приостановлены. Одно время здание служило мастерскими для художников. Однако парижане все больше и больше жаловались, что там происходят беспорядки. После Великой Французской революции Лувром всерьез заинтересовался Наполеон I, облюбовав его себе, как будущую королевскую резиденцию. В 1806 году по его приказу из Лувра выгнали всех мастеров и закрыли художественные академии и научные организации. При Бонапарте начались работы по сооружению северного крыла. Для проживания же он выбрал дворец Тюильри и построил около его входа Триумфальную арку Каррузель.

Северное крыло было достроено только в годы правления Наполеона III в 1852 году. А современный облик Лувр приобрел в конце XIX столетия, как раз после пожара Тюильри в 1871. От старого королевского дворца остались лишь павильоны Флоры и Марсан, построенные при Генрихе IV. Они вошли в комплекс Лувра, и связаны с ним переходами.

Пирамида Лувра

Под стеклянной пирамидой внутри зданияЗавершающим штрихом огромного ансамбля Лувр стала Стеклянная пирамида, выполненная по проекту американского архитектора китайского происхождения Йо Минг Пея. Эффектная пирамида стала главным входом в Лувр, а также началом так называемой Исторической Оси или Триумфального Пути. Его предложил еще в 1640 году Андре Ле Нотр, как аллею, начинавшуюся у дворца, а в 1950 году невидимая ось была «вынесена» за пределы города футуристической аркой Дефанс. По предложению президента Франсуа Миттерана в 1980 году был разработан проект «Большой Лувр», который включал в себя и Триумфальный путь.

Прозрачная стеклянная конструкция, которую называют еще Пирамидой Лувра, несмотря на абсолютно «не подходящий» стиль для декорирования площади перед бывшим королевским дворцом, стала его визитной карточкой. Так «современность» нисколько не уступила благородной красоте «старины», но подчеркнула его монументальность, грандиозность и величие.

Около огромной пирамиды с подсветкой стоят еще три ее маленькие миниатюры, выполняющие функции «иллюминаторов», благодаря которым внутри подземного вестибюля всегда светло. Считается, что Стеклянная Пирамида – это современная интерпретация в архитектуре Пирамиды Хеопса. К тому же своей композицией Йо Минг Пей отдал дань уважения Франсуа Миттерану, и «намекнул» на обширную коллекцию артефактов Древнего Египта, хранившуюся в музее. Примечательно, что в ходе работ над возведением Пирамиды, были обнаружены остатки древнего бастиона, который заложил архитектор Луи Лево для Короля-солнца Людовика XIV, а также средневековые помещения, которые хорошо сохранились до наших дней.

Где начинается история музея

Одна из картинных галерей музеяОбширные коллекции произведений искусства различных эпох и мастеров хотел «представить» вниманию публики еще Людовик XV. Однако проект по ряду причин не реализовался. Идею короля-предшественника с радостью поддержал Наполеон I, который значительно приумножил «архив» дворца грабительскими захватами шедевров в других государствах. Бонапарт был одержим идеей создать самый крупный музей в мире, поэтому со всех концов света он привозил в дворцовую «копилку» уникальные творения художников. Впервые музей открылся 10 августа 1793 года и носил тогда «имя» Наполеона. Кстати, благодаря Бонапарту укрепилась и стала развиваться такая сфера науки, как искусствознание.

В Лувре собрана коллекция выдающихся художественных полотен, скульптур и исторических реликвий, начиная с глубокой старины вплоть до современных произведений искусства. Это универсальный музей, который вмещает в себя собрания творений художников и скульпторов различных географических и художественных направлений. Его «архив» постоянно пополняется. Около 200 полотен кельнского банкира и коллекционера Эверхарда Ябаха были приобретены Людовиком XIV. Кроме военных трофеев наполеоновской армии в Лувре хранится коллекция барона Эдмунда де Ротшильда, который завешал ее музею.

Залы Лувра разделены тематически, по географическому, временному и религиозному принципу. Но в основном это следующие категории искусства:

  • Живопись;
  • Рисунки, пастель, графика;
  • Предметы искусства и этноса;
  • Скульптура.

Амур и Психея. Антонио КановаИз 300 000 экспонатов Лувра в экспозициях находится лишь его десятая часть, остальное - в хранилищах. Произведения искусства представлены в трех секциях дворца:

  • Крыло Денон (Доминик Виван Денон был директором Лувра, назначенный Наполеоном Бонапартом);
  • Крыло Сюлли (герцог Сюлли был главой правительства при правлении Генриха IV);
  • Крыло Ришелье (Арман Жан дю Плесси Ришелье - тот самый кардинал Ришелье, который известен многим, благодаря романам Александра Дюма).

Шедевры мирового значения

На посещение Лувра, то есть на полноценный осмотр его экспозиций потребуется не один день, но о нескольких его гениальных творениях стоит рассказать прямо сейчас.

Мона Лиза (Леонардо да Винчи)

Картина великого Леонардо неизменно приковывает к себе внимание миллионов: около нее всегда сосредоточена «толпа» посетителей. Разгадывают ли они улыбку Джоконды или очарованы ее взглядом, который как будто пробуравливает душу каждого смотрящего? Почему она вызывает у людей такие глубокие эмоции? В чем ее загадка? Что хотел донести до потомков гениальный Леонардо да Винчи? Женщина или мужчина изображена на картине? На эти вопросы стараются ответить ученые и пока не находят стопроцентного ответа.

Мона Лиза. Леонардо да ВинчиКартину приобрел король Франциск I вместе с другими работами художника после его смерти. «Джоконда» была написана в начале XVI столетия и является самым известным шедевром мирового искусства. Франсуа-Анатоль Грюйе более ста лет назад так отзывался о ней: « Скоро уже четыре столетия, как Мона Лиза лишает здравого рассудка всех, кто, вдоволь насмотревшись, начинает толковать о ней». О потере рассудка он был совершенно прав, ведь картину несколько раз похищали, старались испортить, изуродовать, уничтожить. Но ее всегда удавалось спасти. Сегодня «Джоконда» висит в одном из залов Лувра под пуленепробиваемым стеклом.

Венера Милосская (Автор под вопросом)

«Безрукая, обрубок правды голой,

Весь в брызгах пены идол божества,

Ты людям был необходим, как голод,

И недоказан был, как дважды два...»

(Отрывок из стихотворения «Венера в Лувре»,

Антокольский П.Г., 1928 год)

Авторство загадочной мраморной статуи приписывали античным скульпторам Фидию и Праксителю. Однако существовал еще и постамент, на котором первоначально стояла скульптура. На этом постаменте значилось имя Агесандра – гражданина Антиохии на Меандре, который и создал Венеру. Таким образом, с периодом ее создания ученые определились – эллинистический период, то есть где-то между 323 и 146 годами д.н.э.

Статую нашли у берегов острова Милос Эгейского моря в 1821 году. До сих пор общественность озадачена вопросом: «Что держала в руках Венера?» Ответов было несколько: покрывало, яблоко, зеркало. С помощью современных компьютерных технологий специалисты периодически «приделывают» статуе руки и присылают фотоотчеты в Лувр, а работники музея устраивают фотопоказ Венеры Милосской с руками. Ученые же склоняются к выводу, что у скульптуры вовсе не было рук.

Ника Самофракийская (Автор неизвестен)

Великолепная статуя богини победы Ники установлена в крыле Лувра Денон на лестнице Дарю. Трехметровая скульптура представляет собой прекрасно сложенную женскую фигуру в развевающихся одеждах с распахнутыми в стороны орлиными крыльями. Богиня Ника была найдена без головы и рук, однако в 1950 году в Греции была найдена ее правая рука.

Вся поза богини изображает радостное устремление вперед, навстречу победе и успеху. Считается, что она стояла на отвесной скале, на пьедестале, изображающем нос корабля.

Статую нашли в 1863 году на греческом острове Самофраки, расположенного в Эгейском море. Ученые считают, что мраморная Ника была создана в честь морского сражения 263 года до нашей эры у берегов острова Кос. Тогда победил флот македонского царя Антигона II Гоната, выступающего против египетского царя Птоломея II. Хотя это не единственная версия.

Амур и Психея (Антонио Канова)

Самая нежная любовная сцена, которую только можно было создать из камня, называется «Психея, разбуженная поцелуем Амура». Несколько лет ее ваял итальянский скульптор под впечатлением от произведения Апулея «Золотой осел». Древнегреческий писатель описал, как завидуя красивой любви Амура и Психеи, богиня Венера отослала девушку в подземное царство за сосудом с красотой. Его нельзя было открывать, но Психея нарушила запрет, и когда открыла амфору и вдохнула волшебного зелья, ее окутал колдовской сон. Прекрасный Амур разыскал любимую. От его чудесного поцелуя Психея очнулась. Именно эту сцену и запечатлел в 1787 году в мраморе гениальный ваятель.

Скульптура более известна под названием «Амур и Психея». Причем мастер создал две композиции, первая из которых была подарена Лувру в 1800 году, а вторая (1800-1803 гг.) украшает Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

Будущим посетителям Лувра

Статуя Ники СамофракийскойРассказ о четырех шедеврах самого знаменитого музея в Париже – это лишь крошечная часть большой истории. Теперь судите сами, какова же истинная ценность экспозиций Лувра! Посетителям с крепкими нервами можно для посещения музея выбрать 9 июня. Говорят, что именно в этот день по Лувру «разгуливает» призрак королевы. Много лет назад мать Генриха IV Жанна Наваррская (королева французской провинции Наварры) получила от Екатерины Медичи «подарок» – перчатки, пропитанные сильным ядом. Следуя дворцовому этикету, Жанна надела их и…скончалась. Но до сих пор ходит в покои к королеве-убийце ее призрак. И он отнюдь не единственный, обитающий в Лувре!

Нет-нет, и раздумывать нечего, если вы оказались в Париже и сомневаетесь, идти или не идти в Лувр! Однозначно, идти! Никакие рассказы, даже самые интересные и подробные не могут воссоздать той атмосферы, которая витает во Дворце. Именно поэтому, добро пожаловать в Лувр!



Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.