Гранд Опера в Париже
Прямо между улицами Скроб и Глюк французской столицы находится знаменитый на весь мир театр Оперы и Балета Гарнье. Он известен также как Гранд Опера в Париже – тот самый, что расположен в IX округе города. Это заведение является одним из самых посещаемых туристами, наравне с Ейфелевой башней и Нотр-Дам де Пари. Его популярность объясняется еще и удобством расположения - соседством с бульваром Капуцинок, который однажды запечатлел Клод Моне на одноименной картине, музеем Парфюмов Фрагонар и Галереей Лафайет.
Идея строительства
Своему возникновению театр обязан Наполеону III. 14 января 1858 года император направлялся в театр Оперы на улице Ле Пелетье, когда итальянский патриот Феличе Орсини с несколькими подельниками бросили в его сторону 3 бомбы. Десяток прохожих погибли на месте и еще 150 было ранено. Наполеон III не пострадал нисколько, однако после этого случая он невзлюбил старый театр и приказал построить новый. На это было выделено в общей сложности более 30 миллионов франков.
В конкурсе на лучшее здание Театра Оперы неожиданно победил Шарль Гарнье – молодой архитектор, которого тогда еще никто не знал. Проект был грандиозным и потребовал длительного времени на осуществление, так как в историю Франции уничтожающим червем вползла война 1870 года, затем наступил крах Империи и Парижская коммуна. Только через 15 лет Театр был построен. Наполеон III скончался раньше.
Работы по возведению были завершены к самому концу 1874 года, однако некоторые помещения его были недоделаны. Например, курительная галерея так и осталась, увы, незаконченной. 1875 года, 5 января, Гранд-Опера была торжественно открыта. Она стала 13-ой по счету Оперой в культурной жизни Парижа.
А признал оперу, как уникальный и отдельный вид искусства, сам король-солнце Людовик XIV. Он выдал королевскую привилегию (монополию) двум талантливым людям (поэту Перрену и композитору Камберу), чтобы те организовали постоянные постановки оперных представлений в Париже и во Франции. В результате слияния двух направлений – существующей Королевской Академии музыки и Королевской Академии танца – в 1671 году на свет появилась Академия музыки и танца. Первое, что разыграли на сцене Академии, была опера «Помона» композитора Робера Камбера, которая являлась еще и первым музыкальным произведением на французском языке с постановкой в театре.
Музыкальный талант Камбера блистал при кардинале Мазарини, королеве Анне Австрийской, частично при Людовике XIV. Но кардинал скончался, королева удалилась в святую обитель, а король-Солнце нашел Камберу «замену» в качестве итальянца Люлли. Тот выкупил обанкротившееся предприятие и получил оперную монополию в свои руки. Оскорбленный Камбер удалился в Англию. Во Франции он оставил Перрена, своего совладельца по предприятию, которому пришлось отсиживаться одному в долговой яме за долги. А Камбер творил в Англии. Правда, он любил присыпать свои биографические экзерсисы флером недюжинного таланта и бизнес-успеха, и докучал любопытному слушателю рассказами о своей популярности во Франции, и отсутствием таковой в Англии. Как бы там ни было, но через четыре года он скончался на Angleterre, оставив после себя небольшой, но уникальный музыкальный багаж: несколько арий, пасторалей и опер.
Сегодня кроме музыкальных представлений в Гранд-Опера Гарнье проводятся специальные экскурсии. Ведь это большой и красивый дворец, осмотр которого будет очень интересен туристам, интересующимся историей Парижа и его уникальными достопримечательностями. Сходить на такую экскурсию можно в любой день недели, но в определенное время, зависящее от сезона. Заказать билеты лучше всего на настоящем сайте Гранд-Опера, где также находится самая полная и достоверная информация о театре, действующей труппе актеров, программе, расписании и интересных событиях в культурной жизни города.
Здание Театра представляет собой прекрасный образ архитектурного стиля боз-ар (фр. beaux-arts), который получил широкое распространение в эпоху Наполеона III. В Париже самые известные постройки этого стиля – Дворец Шайо на площади Трокадеро, мост Александра III, Национальная Высшая школа изящных искусств, где учились Ренуар, Моне, Гарнье, и откуда, собственно, и пошло такое направление искусства, как боз-ар.
Внутреннее оформление Оперы
«Пройдя рядами анфилады
Парад великосветских мод
Вступает в стройные аркады.
Их строгим взорам предстает
Волшебный вид - ступени к залу,
Камней изысканный расцвет,
Что отбирали много лет
Со всего света мал-помалу…»
Самыми яркими элементами внутреннего интерьера Оперы является его вестибюль и знаменитая мраморная лестница. В эпоху кринолинов и вееров здесь прохаживалась элитарная публика. «Громадные зеркала, золото и мрамор, атлас и бархат…» - все сделано с особым шиком и ради шика. Богато оформленная лестница, выполненная в разных оттенках, имела двойной пролет и вела к фойе и другим этажам Театра. Кстати, несколько эпизодов фильма «Интервью с вампиром» с Брэдом Питтом в одной из главных ролей снимались в Парижской Опере.
Жемчужина архитектуры, лестница Гранд-Опера выполнена из разноцветного мрамора:
- Ступени – из белого;
- Балясины – из красного;
- Розетки – из зеленого;
- Пилястры – из камня персикового и лилового цветов;
- Балюстрада – из оникса.
Театральное фойе
Шарль Гарнье при создании большого фойе брал за основу парадные галереи старинных замков, когда архитекторы использовали множество зеркал и окон, чтобы придать помещению иллюзию просторности и игру света, как в знаменитой Зеркальной галерее Версаля. Потолок в фойе был расписан сюжетами на музыкальную тематику. Художник Поль Жак Эме Бодри много раз использовал в росписи потолка изображение Лиры, которая кроме своей музыкальной принадлежности служила еще и символом Поэтичности. Архитекторы прошлого строили здания, как элемент общего пространства улицы или площади, чтобы из окон дома открывалась завораживающая панорама. Так, прогуливаясь во время антракта между действиями спектакля, зрители Гранд-Опера могут насладиться прекрасным видом из окна, откуда открывается чудесная перспектива Оперного проспекта.
В центре театрального фойе установлен бюст Шарля Гарнье. Это копия, а оригинал сделан прекрасным скульптором того времени Жаном-Батистом Карпо. Кстати, скульптурная композиция «Танец» этого же мастера украшает куполздания. Она великолепно вписывается в необарочный архитектурный стиль Оперы, и символизирует жизнерадостность, кокетливую веселость и подъем душевных сил. Совсем другие человеческие эмоции передал этот же скульптор в бронзовой группе «Уголино», что выставлена в Музее Орсе в Париже.
Эффектным «завершением» Зеркального салона является ротонда, которую доделали лишь в 1900-м году. Потолок ротонды расписал Жорж Клерен – друг знаменитой Сары Бернар, потрясающий живописец-ориентарист, в творческой копилке которого художественное оформление театра Le Trident в Шербуре.
Действо начинается…
Кстати в росписи Парижской Оперы участвовал в 1966 году и русский художник Марк Шагал. Плафон в зрительном зале – это его работа. До этого там была живопись а ля Ренессанс. Потрясающе красивый зал театра, выполненный в итальянском стиле, украшает огромная хрустальная люстра весом в 8 тонн. Зрители сидят на великолепных и удобных креслах, отделанных красным бархатом. Вместимость зала - 2 130 человек. Ложа под номером 5 закреплена за таинственным Призраком Оперы.
Внимание! Великолепный занавес поднимается и начинается волшебное действо на сцене. «Тихо, идет спектакль!»
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии