ГлавнаяФранцияДостопримечательностиМузей канализации в Париже

Музей канализации в Париже

В Музее канализацииКак вы думаете, спустились бы вы в канализационную систему, да еще и за собственные деньги и на добровольной основе? А если это не какой-нибудь канализационный люк, а самый что ни на есть настоящий Музей канализации? В Париже такой есть! Парижане считают, что им стоит гордиться своей системой водоснабжения и канализации, и даже могут продемонстрировать ее каждому, кто обладает духом авантюризма и известной долей «смелости».

По оценке посетителей Музея, зайти в это заведение ими двигало «распирающее» чувство любопытства, хотя и не без доли брезгливости. В самом деле, почему бы не спуститься под землю после прогулки по Елисейским полям, или вдохновившись чувством прекрасного в Лувре, Версале или Соборе Парижской Богоматери? А если без шуток, то этот Музей очень интересен и дает возможность ознакомиться с интересными фактами и объектами, о которых, скорее всего, вы раньше ничего и не знали. Музей канализации – тот самый случай, когда наряду с известными и благородными достопримечательностями, хочется посмотреть что-нибудь эдакое: необычное, не характерное в туристическом понимании, «остренькое».

«Дорогой» Жана Вальжана

Гуляя по Музею канализацииПреодолев лестницу вниз и попав на уровень, ниже линии метро, посетители обнаруживают себя в огромных коллекторах – мрачноватых, так как освещение довольно слабое. По своеобразному звуку льющейся воды и характерному «амбре», даже если бы не было освещения вовсе, можно понять шестым чувством, где вы находитесь. Наверное, тоже самое испытывал Жан Вальжан – герой бессмертного произведения Виктора Гюго «Отверженные», - когда нес раненного друга через подземные тоннели. Правда, тогда не было таких очистительных систем и фильтрации, как сегодня. Поэтому остается только посочувствовать бывшему каторжнику, который шел пешком через этот «ад», в конце которого был «тупик» в виде толстой решетки на выходе из коллектора.

Да, Виктор Гюго мастерски описал времена Парижа, когда нечистоты и отходы сбрасывали в Сену – она же была главной водной магистралью для получения питьевой воды. Кстати, для пущей достоверности описанных в романе событий и самих подземных тоннелей, Гюго отправил туда друга, который затем подробно описал писателю все, что видел. Ведь в книге он рассказывал о клошарах (нищих), обитавших в подземелье.

Жалкое подобие

На самом деле, в Париже система канализации существовала еще до того, как город стал носить известное имя, то есть в галльско-римскую эпоху. От тех давних времен осталось 18 метров канализационных труб, которые и сегодня демонстрируют в Музее. Они находятся под Латинским кварталом: там, где раньше были римские термы. Увы, падение Римской Империи «дурно» отразилось на гигиене и чистоте Франции.

Париж несколько веков «стоял» в самых антисанитарных условиях, которые себе только можно представить. Система водоснабжения практически отсутствовала, а нечистоты и плавающие трупы в Сене были почти «обычным» делом. Стоки прямо посреди улиц были «жалким» подобием канализации. В городе свирепствовали эпидемии инфекционных заболеваний, в воздухе постоянно стояла вонь от грязи и отбросов, а качество воды было в плачевном состоянии.

Крупные работы по водоснабжению, если и проводились, то только в королевских дворцах. Первая система канализации, которая была построена еще в 1370 году, не принесла должных результатов, хотя без нее город бы просто «заплыл». Так и произошло в 1802 году, когда Париж сильно пострадал от «великого» засорения. Тогда же, Наполеон взялся за решение вопроса водоснабжения в столице.

Барон Осман и проект Эжена Бельграна

Эжен БельгранОн назначил в 1853 году префектом Сены барона Жоржа Эжена Османа, который во многом определил нынешний облик Парижа. В деятельность барона входила модернизация городской агломерации. Осман увеличил площадь Парижа, «добавив» к его территории окраины, и поручил инженеру Эжену Бельграну создать систему водопровода, которая бы выносила мусор и нечистоты далеко за пределы города, обеспечивая его чистой водой. Блестящий проект Эжена Бельграна предусматривал огромную сеть скрытых сточных труб, которые растянулись на несколько сотен километров под городом.

Но для начала требовались ориентиры уже существовавшей канализации. Чтобы очистить тоннели от вековой грязи придумали следующее: распространили слухи, будто бы под землей находятся несметные сокровища. Тогда все, кто жаждал обогатиться «по-быстрому», ринулись на разборку завалов. Так канализацию очистили, обновили и расширили. Причем новые трубы устанавливали с расчетом на неожиданные наводнения. Они были настолько громадными, что по некоторым могли проходить целые суда.

Итак, в 1878 году обновленная система труб растянулась на более 600 километров, по которым вода текла под силой тяжести. По всем городу, вернее, под ним, были установлены коллекторы – устройства для очистки вод. Тоннели имели большие размеры, позволяющие находиться в полный человеческий рост и проводить необходимые ремонтные или очистительные работы.

Музейные экспонаты и легенды

Канализационные крысыСтроительство канализационной системы завершилось в 1894 году, примерно тогда же устраивались первые «экскурсии» по тоннелям на поездах. Затем заменили их лодками: центральный тоннель позволяет по своей ширине и глубине, чтобы по нему катались лодки. Однако сегодня этот вид «транспорта» запрещен – возможны только пешие «прогулки». Правда, некоторые все же умудряются договориться от лодочной экспедиции.

Итак, что же увидят посетители Музея канализации:

  • Коллектор авеню Боске;
  • Системы защиты от наводнения;
  • Различные приборы и технические приспособления, старинные и современные.

Побродив по большим и маленьким тоннелям, создается впечатление, что находишься в городе, который в некотором роде повторяет город наземный: те же названия улиц на указателях. Кстати, указатели с надписями сделаны на французском и английском языках.

Посетители Музея своими глазами увидят, как срабатывают ловушки для твердого сора, освобождая путь жидким нечистотам. Что только не оказывается в парижской канализации: бутылки, ключи, сигаретные пачки и прочая ерунда. Гигантских крыс, которыми одно время так «стращали» жителей города, здесь, конечно, нет. Зато посетителя, который увидит фигуру девушки в длинном плаще (якобы, это дух Жанны д’Арк), ждет неожиданное богатство. Пражане уверяют, что так и произошло с одним из рабочих канализации, который после нескольких «видений» выиграл огромную сумму денег в национальной лотерее.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.