Музей Карнавале в Париже
Столицу Франции невозможно представить без Лувра, Собора Парижской Богоматери, Елисейских полей, Мулен Руж и еще множества других достопримечательностей. Есть и те, которые менее востребованы туристами. А зря! Одним из таких объектов является музей Карнавале в Париже, расположенный в квартале Маре между музеем Пикассо и площадью Вогезов. Музейная экспозиция, посвященная истории главного французского города и его жителей, находится сразу в двух зданиях - Hôtel de Carnavalet и Hôtel le Peletier de Saint-Fargeau. Вот уж где-где можно ознакомиться с прошлым Парижа и его эволюцией, начиная с галло-римского периода.
В далеком XVI веке
В 1545 году архитектор Пьер Леско получил заказ – построить особняк для президента суда Жака де Линьери. Основной стиль здания – готика, но в его декоре присутствуют элементы ренессанса. В 1578 году его приобрело семейство Керневенуа. Полагают, что название особняка Карнавале – это переделанная на бретонский манер фамилия вышеупомянутой семьи. По другой же версии, название связывают с карнавалом, о чем свидетельствует изображенная на главном портике здания карнавальная маска.
Прекрасный особняк за много лет существования принадлежал разным владельцам. Например, в XVII веке в нем проживала последние годы жизни мадам де Севинье – французская писательница. Это была очень образованная женщина, которая устраивала литературные вечера у себя в салоне. Да она и сама прекрасно писала: тонко, в легком стиле, с долей иронии. Интересно, что ее талант писательства обнаружился при переписке с взрослой дочерью, то есть когда ей было уже далеко за 40 лет. Даже когда дочь стала жить с матерью в этом же особняке, но на другом этаже, они все равно переписывались. Видимо письменно найти общий язык у них выходило лучше.
Мари де Рабютен-Шанталь де Севинье выбрала особняк Карнавале за прекрасное месторасположение, красивый сад и двор. В письмах к дочери она называла его ласково «Мой дорогой Карнавалетто». Переписка эта «всплыла» через несколько столетий после смерти маркизы, и была интересна историкам, так как детально описывала исторические эпизоды эпохи правления Людовика XIV:
- процесс Николя Фуке,
- смерть Франсуа Вателя,
- свадьбу герцога Лозена.
В те далекие времена мадам де Севинье была известна и в мире моды. Женщины носили длинные завитки, обрамляющие лицо. Эта прическа называлась «севинье». При этом моднице надлежало надеть еще и овальную брошь – по-французски «аграфу».
Кстати, в особняке Карнавале жила еще одна талантливая дама, имеющая отношение к моде - легенда XX столетия Коко Шанель. Однако это было много позже. А после мадам де Севинье в шикарном доме жили то одни, то другие. Какое-то время в нем даже находилось училище, где обучали мостовому строительству.
Открытие музея
Во второй половине XIX века Парижем стал заведовать барон Осман. Он решил кардинально изменить город, ликвидируя старые постройки, прокладывая бульвары на месте узких старинных улочек, застраивая столицу новыми сооружениями. Вспомнили и об особняке Карнавале, в котором к тому времени скопилось достаточно исторических артефактов. Тогда-то и пришла идея присовокупить к имеющейся коллекции собрание Музея истории Парижа.
В 1866 году здание выкупила мэрия города. Коллекцию существенно дополнили частные пожертвования собраний предметов старины. В 1880 году Музей Карнавале стал открыт для публики. Во дворе установили статую Людовика XIV, которую выполнил гениальный скульптор Куазевокс. Кстати, его скульптура – единственная, которая уцелела от всеобщего уничтожения во время французской революции исторических памятников, касающихся королей и их правления.
Исторические интерьеры
В замечательном архитектурном обрамлении особняка Карнавале, реконструированном в XVII столетии Мансаром, хранятся уникальные коллекции, свидетельствующие о жизни парижан и их правителей. Пройдя 100 залов Музея (а именно столько их находится в старинном шато) посетители имеют возможность «попасть» в те давние времена, когда правили короли и императоры, когда бушевали революционные страсти, когда великие люди жили, дышали, любили, уходили в вечность.
Несмотря на внушительные размеры здания, регулярно пополняющиеся музейные экспонаты очень скоро не «вмещались» в особняк Карнавале. Власти города приобрели соседний домик XVII века – Отель-ле-Пелетье-де-Сан-Фаржо - и соединили оба здания в единый ансамбль.
Залы с экспонатами имеют четкую хронологию, соответствуя тому или иному временному отрезку истории Франции. Есть здесь и залы античной скульптуры, когда Париж еще не был таковым, а на его месте стояла древняя Лютеция. Есть залы средневековья, эпохи Возрождения, Французской буржуазной революции. Выставленные предметы свидетельствуют о жизни и быте как Сильных мира сего, так и простых смертных. Некоторые залы воссоздают исторические интерьеры, поэтому сегодня можно оценить, как жила знаменитая Мадам де Помпадур – официальная любовница Людовика XV, которую негласно считали истинной правительницей государства. Интересен бальный зал Венделя – просторная комната, где стоят светильники, банкетки для сидения, а стены украшены огромными панно.
Устроители экспозиций постарались передать малейшие детали разных эпох, чтобы приоткрыть современному человеку завесу Истории. Так, в одном из залов музея сделана комната Марселя Пруста – автора цикла «В поисках утраченного времени». Перед глазами предстает картинка, как писатель сидит за своим небольшим столом, на котором стоит чернильница и разбросаны перья, и пишет очередное повествование.
Не только быт королей или знатных особ представлен в залах Музея, но и мастеров, ремесленников. Так, например, организаторы исторических интерьеров постарались в точности воссоздать мастерскую ювелира Фуке, где, кстати, висят работы гениального Альфонса Мухи. А в одном из залов установлен жуткий экспонат – модель гильотины. И там же, как страшное напоминание о тех временах, лежит локон Людовика XVI, которого публично казнили через отсечение головы, и перчатка Робеспьера – ему не удалось избежать кровожадного поцелуя гильотины.
Здесь хранится драгоценное прошлое
Париж-Париж! Его многовековой историей пропитаны старинные особняки, мосты, парки, скульптуры. Как гармонично и логично внедрен в его улицы и дома Музей Карнавале. Прекрасный средневековый отель с живописной территорией перед фасадом, над которым потрудился французский скульптор Гужон, обладает богатейшей экспозицией. А теперь последний козырь - вход в музей бесплатный!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии