Музей Клюни. Париж
В нескольких метрах от станции парижского метрополитена «Cluny — La Sorbonne» находится старинное готическое здание XII века, так называемый Отель монахов Клюни. Сегодня в нем расположился Музей Средневековья, который называют Музей Клюни. Париж, богатый на исторические объекты и артефакты, использует учреждение, как хранилище изделий прикладного искусства. В нем собрана обширная художественная коллекция в основном французских авторов, живущих и творивших в эпоху Возрождения и в Средние века.
Исторический особняк
Надо сказать, что сам особняк, где находится музей – это уже История. Он был построен на руинах древних римских терм. Монахам, часто приезжавшим в Париж «по делам», надо было где-то останавливаться. Они выбрали для «городского дома» место среди римских терм, которое больше века находилось в собственности аббата одного из могущественных бенедиктинских орденов Клюни.
Изначально монашеская конгрегация была лишь небольшим монастырем в местечке Клюни (Бургундия), образованным герцогом Вильгельмом Аквитанским в начале X века. Через 20 лет Папа Римский возвел монастырь в статус аббатства, благодаря Клюнийской реформе, направленной на возвращение к «старым» традициям исполнения Устава святого Бенедикта Нурсийского. А еще через 60 лет Клюни стал ведущим в «сети» аббатств, которые ему подчинялись.
Послушники Клюни вели строгий образ жизни в соответствии с законами и правилами, царившими в аббатстве, соблюдали обет безбрачия, занимались обширной благотворительной деятельностью. На содержании клюнийцев были тысячи и тысячи бедняков и страждущих. Но главной «заботой» Ордена было объединение монашеств и требование для них независимости от епископства и светской власти. В этом Клюни достиг значительных успехов, став к XII столетию своеобразной «монашеской Империей».
Владевшие отелем более 100 лет, монахи Ордена передали его Жаку д’Амбуазу (1440?-1516), избранному аббатом Клюни и епископом Клермона. Жак д’Амбуаз основательно занялся переделкой (с 1485 по 1510 гг.) отеля, пристроив к нему дополнительные сооружения. Теперь вместо однообразных аскетических построек образовалось красивый ансамбль с башенками и многочисленными переходами в едином архитектурном стиле с элементами готики и ренессанса, который мы и можем видеть в Латинском квартале Парижа сегодня. В 1515 году сюда поместили вдову Людовика XII Марию Тюдор, которая вошла в историю, как «кровавая» королева.
Во время Великой Французской революции, в 1793 году власти конфисковали Клюни у аббатства, и одно время особняк даже служил местом, где совершалась аутопсия – вскрытие трупов для патологоанатомических исследований. Затем здание было продано на торгах частному лицу.
Благодаря коллекционеру…
История Клюни, как музея, принадлежит человеку, который не только проявлял интерес к средневековому искусству, но и имел возможность собирать раритеты и артефакты. Им являлся Александр Дю Соммерар (1779-1842) – французский археолог и коллекционер, который купил старинный особняк. Ему принадлежит сочинение "Les arts du Moyen-Age" (предположительно 1839 год издания), где автор излагает результаты своих исследований на предмет средневекового искусства.
К моменту покупки у Дю Соммерара насчитывалось обширное собрание различных предметов эпохи средневековья, которую надо было где-то хранить. Для этих целей он и приобрел в 1832 году известное здание, и частенько демонстрировал своим друзьям и знакомым свою бесценную коллекцию. В бессистемном состоянии они-де возлежали в его апартаментах на втором этаже особняка. После смерти археолога в 1843 году особняк и его содержимое в количестве 1500 единиц исторически значимого имущества перешли в собственность французского правительства. А в 1844 году музей стал открытым для публичного посещения. Руины галло-римских бань тоже вошли в состав музея, как отдельная часть - фригидария.
Гобелены из XV века
Управлением Клюни стал заниматься Эдмонт Дю Соммерар – сын коллекционера. Он активно занимался пополнением экспонатов для музея. Самым крупным его приобретением являлась серия настенных шпалер (гобеленов), ориентировочно датированных XV веком. Мастер, к сожалению, так и не известен, а название «Дама с единорогом» чисто условное, отражающее суть изображенных сюжетов. Как на самом деле были названы эти шедевры – не известно.
Шпалер всего шесть, и они выставлены в отдельном зале музея со специальным освещением. Вокруг сюжетов гобеленов не умолкают «страсти». Официальная версия, что на пяти из них неизвестный автор изобразил пять чувств: осязание, обоняние, вкус, слух и зрение. Шестой гобелен и его сюжет по сей день остается загадкой для ученых.
«Дама с единорогом» - красочные полотна, где изображена одна и та же симпатичная стройная женщина на фоне цветочного орнамента. Ее неизменными спутниками на всех шпалерах являются золотой лев и белоснежный единорог. Дама же предстает на шести гобеленах в разных нарядах и головных уборах. То она играет на музыкальном инструменте (слух), то она вдыхает аромат гвоздик (нюх), то лакомится конфетами и угощает птиц (вкус), то предлагает единорогу увидеть свое отражение в зеркальце (зрение), то прикасается к голове мифологического животного (осязание). Сюжет шестого гобелена объясняет таинственная надпись на нем: «моему единственному желанию».
Некоторые историки склоняются к версии, что на полотнах изображена Мария Тюдор – супруга французского короля Людовика XII, которая некоторое время пребывала в особняке. Другие усматривают в сюжете старинных гобеленов некую аллюзию на любовь и ее естественное продолжение – желание иметь детей. Третьи не усматривают ничего необычного – простая фантазия автора на тему охоты на единорога.
Еще одна интересная серия шпалер относится к бытию и смерти Святого Стефана. Ее представляют 12 прекрасных гобеленов. Уж не их ли видели однажды Жорж Санд и Проспер Мериме. Автор бессмертной «Кармен» служил главным инспектором исторических монументов, и он отписался королю о своих опасениях, что ковры, обладающие уникальной исторической ценностью, могут быть вывезены за границу.
Что можно увидеть в Клюни сегодня
В 1833 году Альбер Ленуар представил на суд еще одну коллекцию Средневековья, которую собрал его отец – Александр Ленуар. Тогда Альбер предложил их объединить вместе с собранием Клюни, что и было сделано в 1843 году.
Сегодня музей Клюни насчитывает несколько тысяч предметов домашнего убранства, изготовленных в период с XIV по XVI столетия, а также скульптуры VII-VIII веков, древние рукописи, предметы старинной мебели, быта и одежды, монеты, дамские украшения, ковры ручной работы. Здесь можно увидеть:
- Изделия из железа, серебра и золота;
- Посуду из стекла и фарфора;
- Ткани;
- Церковную утварь;
- Собрание экипажей (XVII-XVIII вв.);
- Коллекцию оружия, инкрустированного драгоценными камнями;
- Византийские витражи;
- И прочее.
Одной из примечательных экспонатов Клюни является серия скульптур иудейских царей, украшавших фасад Собора Парижской Богоматери. Во время революции в 1793 году по приказу Робеспьера статуям попросту снесли головы, как напоминание о французской монархии: почему-то якобинцы решили, что статуи изображали именно монархов, а не библейских персонажей. В середине XIX века статуи восстановили. Но примечательно другое: в конце XX столетия совершенно случайно были найдены обломки тех самых уничтоженных скульптур. А нашли их ни мало ни много в подвале Французского банка, куда их, по всей видимости, перенесли и спрятали во время революционного движения.
Национальный музей Средневековья пополняется частными пожертвованиями и новыми приобретениями, поэтому у изучающих прикладное искусство постоянно расширяющееся собрание предметов ручного мастерства и народного творчества давно минувших лет вызывает живой интерес. Итак, запоминайте или записывайте: Париж, 5-ый округ, 6, площадь Paul Painlevé – буквально в нескольких шагах от Сорбонны и театра Одеон.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии