Музей Мармоттан-Моне в Париже
Этот музей находится дальше, чем оживленные публикой улицы столицы, но в этом роскошном здании всегда есть люди. Как ценители прекрасного, так и простые обыватели, стремятся прикоснуться к страницам прошлого, с удовольствием гуляют по залам старинного особняка и наслаждаются увиденным. Для удобства лицезрения в экспозиционных залах предусмотрены диванчики.
Импрессионисты брали сюжеты для своих полотен из обычной жизни, быта, городской панорамы, рассвета или заката. Франция – колыбель импрессионизма. Совершенно логично, что творчеством художников-импрессионистов в полной мере можно насладиться, заглянув в Музей Орсе или Музей Мармоттан-Моне в Париже.
История частной коллекции
Второй возник по случаю: благодаря частному коллекционеру картин Жюлю Мармоттану. У него собралась приличная коллекция произведений искусства, когда он решил для нее выкупить у герцога де Вальми особняк. Роскошный охотничий дом находился прямо в Булонском лесу. Купля-продажа состоялась в 1882 году.
Жюль Мармоттан был предпринимателем и имел средства, а главное – желание, чтобы собрать бесценную коллекцию предметов искусства. В его собрании в большинстве своем присутствовали шедевры эпохи Средневековья и Возрождения. Хобби Мармоттана продолжил его сын – Поль. Однако его предпочтением оказалось искусство времен Первой Империи: живопись, скульптура, предметы мебели.
После того, как отец скончался в 1883 году, Поль Мармоттан решил устроить все по своему вкусу. Он перестроил здание так, чтобы художественные ценности были размещены в нем тематически. Большую часть коллекции составляли предметы и картины времени правления Наполеона Бонапарта.
Поль отписал завещание владением своей коллекцией в пользу Академии Художеств. Через два года после его смерти, в 1934 году в особняке Мармоттанов открыли Музей Бонапарта.
Частные пополнения
Впоследствии Музей неожиданно пополнился двумя крупными коллекциями. В 1957 году дар сделал сын доктора Жоржа де Белио. У этого эскулапа лечились многие художники, в том числе импрессионисты, которые «расплачивались» не только деньгами, но и картинами. Его пациентами были:
- Клод Моне;
- Пьер-Огюст Ренуар;
- Альфред Сислей.
Как человек, прекрасно разбирающийся в живописи, к концу жизни Жорж де Белио собрал внушительную коллекцию. Через 9 лет Музею опять было сделано подношение. На этот раз Мишель Моне, сын художника Клода Моне, передал всю коллекцию картин своего знаменитого отца. Бесценное собрание этих полотен и стало определяющим «статус» Музея, как европейского центра импрессионизма. С того момента он стал называться Музеем Мармоттана-Моне.
Экспозиция
Музей украшают полотна таких художников, как Гюстав Кайботт. Его «Улица Парижа во время дождя» была написана в 1877 году и очень напоминает фотографию. Вообще Кайботт – интересная личность. Этот богатый человек не был стеснен в финансах и мог позволить себе, что душе угодно. Он закончил школу изящных искусств и в удовольствие себе писал картины. Он был знаком с Моне и Дега, а первому он даже оказывал помощь и предоставлял мастерскую для занятий живописью.
Кайботт сам писал картины, но и скупал их у других художников. Свою коллекцию он завещал государству, Люксембургскому музею и Лувру. Сегодня 40 его работ хранятся в Музее Орсе. Живопись – не единственное его хобби. Он с одинаковым рвением занимался разведением орхидей, строительством яхт и дизайном текстиля. Однако умер с кистью художника в руках. Смелость его перспектив и художественного мастерства разглядели только после смерти художника.
Большая экспозиция картин Музея принадлежит, конечно же, Клоду Моне:
- «Впечатление. Восход солнца» (1872);
- «Японский мост» (1918-1924);
- «Плакучая ива» (1918-1919);
- «Водяные лилии» (1916-1920).
Здесь же хранятся его личные вещи, рисунки, скульптуры и портреты Моне, в исполнении других авторов.
В 1985 году из музея было похищено 9 полотен, среди которых и «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне. С этой картины начался путь художника в импрессионизм. Картину нашли на Корсике: ее подлинность подтвердил ряд специалистов. Через пять лет после дерзкого ограбления, холст был возвращен музею.
Целая серия картин в отдельном зале музея отдана творчеству Берты Моризо – французской художницы-импрессионистки. Ее называли «виртуозом цвета», хотя палитра ее картин не отличается большим разнообразием. Берта Моризо был родственницей Жана Оноре Фрагонара и женой Эжена Мане. Позировала Эдуарду Мане, хотя кроме позирования им приписывали роман.
Всего художница написала около 400 картин, но в музее представлено только несколько ее работ. «Лежащая пастушка» Моризо отражает особую технику, которой владела художница. Она написана в основном золотыми и серебряными красками, благодаря чему картина как бы «светится» перламутром. Этот феномен нельзя увидеть на фото, только своими глазами.
Коллекция музея Мармоттан-Моне уникальна и не однажды пополнялась новыми экспонатами. Первый этаж рассказывает о его главных владельцах-коллекционерах. Здесь можно увидеть средневековые рукописи, бюсты Мармоттана-отца и сына, старинные столы, банкетки, бюро, ковры, скульптуры, канделябры и люстры эпохи правления Бонапарта. Однако все можно только смотреть: запрещено трогать и фотографировать.
Музей находится в 16 округе Парижа. Его невозможно пройти, поскольку множество табличек указывает точно, где он расположен.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии