Музей Оранжери в Париже
Внешне этот музей напоминает концертный зал, театр или оранжерею под стеклом. Кстати он так и называется – Музей Оранжери. В Париже он находится на правом берегу Сены в саду Тюильри, недалеко от Музея Орсе и Лувра. Изначально здание, где теперь собраны уникальные картины кисти Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Поля Гогена и других художников, планировалось под выращивание апельсиновых деревьев. Кстати, по-французски «Оранжери» производная от слова «orange», то есть «апельсин».
Из истории музея
Одно время строительством Оранжери в 1852 году управлял архитектор Луи Висконти. Местом возведения послужило удачное расположение между Дворцом Тюильри и дворцовым комплексом на площади Конкорд. Правда Тюильри был разрушен во время Второй Французской революции, но на его месте возник чудесный сад, который окрестили «именем» дворца.
Возведением апельсиновых деревьев так и не занялись, зато в здании Оранжери проводились садовые и промышленные выставки, праздничные гуляния. А затем его и вовсе забросили. В конце концов, в 1921 году власти отдали особняк во владение Администрации Изобразительных Искусств. Тогда-то и было решено устроить в нем картинную галерею, которая уже в 1927 году открылась для посетителей. Правда, в 1944 году в Музее произошла трагедия, когда гитлеровские снаряды попали в здание и испортили ряд картин. Но их восстановили после войны.
Что посмотреть в Оранжери
Коллекция Музея постоянно пополняется, и сегодня он является вторым после Музея Орсе по ценности представленной экспозиции. Уникальное здание с прозрачной крышей дает возможность увидеть картины известных художников их глазами, когда краски на полотнах не искажены за счет искусственного освещения. Если попасть в Музей вместе с экскурсионной группой, в которую набирают не более 10 человек, то время на осмотр составит всего 1,5 часа. Около самых знаменитых полотен гид остановится не более чем на 10 минут.
Многие гуляют по Музею самостоятельно, тем более что на входе продаются специальные буклеты, подробно рассказывающие о представленных художественных полотнах, или аудиогиды на русском языке всего за 5 Евро. С жизнью и творчеством художников можно ознакомиться в кинозале музея. Самостоятельный осмотр дает возможность потратить столько времени на изучение картин, сколько захочется. Внутри залов стоят мягкие диванчики, и в любой момент можно присесть около понравившейся картины.
На первом этаже представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов: Поля Сезанна, Амадео Модильяни, неожиданные по характеру работы Пабло Пикассо. Гордостью музея является его второй этаж. Вернее, всего два зала на втором этаже. Как отмечают посетители Оранжери, только из-за содержимого этих помещений и стоит посетить Музей.
Там представлены произведения великого Моне – «Кувшинки». Под эгидой французского правительства в 1927 году специально для них были сконструированы залы эллиптической формы, которые идеально демонстрируют глубину света и оттенки акварели.
Знаменитые «Кувшинки»
«Кувшинки» - это серия полотен, изображающих один и тот же пруд сада в Живерни. В этом саду художник часто гулял и изображал затем на картинах его отдельные фрагменты. В Оранжери представлено только восемь огромных полотен, которые художник писал последние 10 лет своей жизни. Целый же цикл картин под названием «Кувшинки» содержит порядка 60-и холстов. Великий Моне завещал их государству Франции, однако просил не разделять и показывать их только вместе.
Уникальность этих картин в том, что художник писал их уже будучи практически слепым. У Моне была катаракта глаз, поэтому мазки он выполнял по памяти. К тому же он использовал поистине революционный подход, применив принцип незавершенности. Его водяные лилии вдруг резко обрываются по краю холста, создав впечатление, что полотно лишь обрезанная часть чего-то целого.
Розоватые и желтоватые цветы на темно-синей и фиолетовой глади воды как будто «колышутся» от несуществующего ветерка. А зеленые и болотные мазки производят эффект тянущихся по течению воды водорослей и водяной тины. Подобный результат можно наблюдать, когда долго смотришь на полотно и проникаешься его красками, мастерством художественного исполнения. Удобные диваны как раз и располагают, чтобы сидеть и созерцать искусство замечательного художника.
Моне использовал также эффект многослойности, вертикальности мазков и не закрашенных участков холста, чтобы создать иллюзию движения, смазанности, незавершенности. Цветы на воде выглядят, как «живые», что удалось автору за счет коротких густых мазков.
В 1999 году состоялся «съезд Кувшинок», который организовали в музее Оранжери. Все 60 полотен серии были воссоединены на время проведения выставки. Сегодня «Кувшинки» Моне украшают многие картинные галереи мира, в том числе и частные коллекции. Так в начале XXI века одно из полотен это цикла было продано за баснословную сумму в 41 миллион фунтов.
Преимущества Оранжери
Любопытная экспозиции Оранжери пользуются популярностью у туристов. Правда, оценить мастерство импрессионистов и постимпрессионистов могут только истинные любители этого направления в живописи. Кому больше по вкусу творчество Рембрандта или Тициана, лучше идти в Лувр. Оранжери – небольшой музей, меньше чем Орсе. Да и представлено в нем небольшое количество картин.
Зато посетители точно не устанут от экспозиции и смогут в полной мере насладиться представленными шедеврами искусства. А после выставки рекомендуется прогуляться по красивейшему саду Тюильри, чтобы усилить впечатления от увиденного. Или пройтись до исторической площади Согласия, которая находиться в нескольких шагах от Оранжери. Тогда точно можно будет сказать, что день проведен с пользой для души и ума!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии