Музей Орсе в Париже
В Париже, на улице Лиль, в доме под номером 62, хранится огромная коллекция произведений художественного и прикладного искусства, представляющих культурную ценность для страны и для всего мира. Выставка картин, скульптур, фотографий находится на левом берегу Сены, прямо напротив Лувра, а по посещаемости она третья во Франции и десятая в мире. Это Музей Орсе в Париже, в котором ежегодно бывает до 3,5 миллионов посетителей.
Шедевры парижского музея
Чем он знаменит? Конечно, бесценными работами западных скульпторов и художников 1848-1914 годов. Среди замечательных и великих имен такие, как Огюст Роден, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек. Особенностью подбора шедевров искусства является то, что рядом с произведениями, признанными классикой, здесь представлены полотна импрессионистов, которые в свое время были записаны в «отверженные» или в «Le Salon des refuses». Надо напомнить, что во время художественной выставки в Париже в 1863 году члены жюри отвергли около трех тысяч выдающихся произведений, которые позже выставили в созданном по инициативе Наполеона III «Салоне отверженных».
В их число вошли и смелые картины, как например «Завтрак на траве» кисти Эдуарда Мане. Знатоки утверждают, что к ее написанию художника натолкнул шедевр итальянского живописца Джорджоне «Сельский концерт» (1510 г.). Публику ввергло в шок, что Мане изобразил посреди лесной поляны абсолютно голую женщину, сидящую в компании двух щегольски одетых мужчин, беседующих друг с другом и будто бы не обращающих на нее внимания. В «лицах» персонажей можно было легко угадать узнаваемых тогда людей. Впрочем, Мане обвиняли и в том, что он непрофессионально использовал полутона, мазки, свет, неестественно падающий на главных героев, из-за чего картина выглядела незавершенной.
Но именно эта работа Мане натолкнула на создание своей вариации картины на плэнере другого художника, Клода Моне, который назвал свое произведение точно таким же названием «Завтрак на траве». В версии Клода Моне нет обнаженных натур. К тому же он стремился к естественности освещения, обыгрывая тени персонажей и деревьев. Кстати, художник работал сразу на двух «фронтах»: в мастерской и в настоящем лесу. Натурщики (их было всего двое, хотя людей на картине двенадцать) позировали художнику исключительно в студии, а автор «размещал» их затем на холсте.
Картина «Завтрак на траве» молодого и талантливого Клода Моне так и осталась незавершенной. Ему пришлось отдать свое творение, как оплату за жилье хозяину гостиницы, где он жил. Через несколько лет художник решил отыскать холст и нашел его в гостиничном подвале, где он, конечно, отсырел. Моне пришлось отрезать сгнившие куски, которые невозможно было отреставрировать, и выбросить. Зато оставшиеся в целости фрагменты он восстановил, и теперь они хранятся там же, на улице Лиля 62.
Самые скандальные экспонаты
Одним из шокирующих экспонатов, представленных в Музее, является скульптура Жана-Батиста Карпо «ужасного» Графа Уголино. На сюжет данной экспозиции ваятеля натолкнула «Божественная Комедия» Данте, где графа вместе с его детьми и внуками замуровали в башне. По версии Данте старику, мучимому душевными терзаниями, с одной стороны, и голодом с другой, пришлось прибегнуть к людоедству собственных детей. Один за одним его мальчики умирали, но видя мучения отца и как он обкусывает собственные пальцы, оставшиеся в живых просили «…Отец, ешь нас, нам это легче будет... »
Персонаж Уголино не вымышленный, а действительный. Его тело и тела его детей были погребены в 1902 году. Через сто лет одним ученым было проведено ДНК тестирование останков, с помощью которого он установил, что людоедство Уголино было приписано напрасно, в противном случае его кости содержали бы следы цинка. К тому же ученый пришел к выводу, что все - граф и его дети - умерли не от голода, хотя следы истощения и были, а от преступных рук неизвестных.
Поистине скандальным экспонатом Музея является картина Гюстава Курбе «Происхождение мира», написанная в 1866 году. На холсте изображена лежащая женщина в очень откровенной сексуальной позе. Есть мнение, что такую фривольную картину заказал для художника турецкий дипломат, который интересовался эротической живописью. Но вскоре турку ввиду банкротства пришлось продать свою коллекцию, и эта картина долго «ходила» по рукам, пока в 1981 году не попала в Музей Орсе.
О музее, его экспозиции и исторических фактах
Экспозиция Орсе превосходна и многогранна, впрочем, как и сами живописцы и скульпторы представленной эпохи, породившей такие направления, как:
- Импрессионизм;
- Реализм;
- Постимпрессионизм.
В огромном здании Музея коллекции размещены на трех этажах, каждый из которых представляет различные культурные направления.
Прозрачные своды первого этажа не обманут первого впечатления входящего: вы попали на вокзал. И действительно, здание Музея – это бывший железнодорожный вокзал, который построили специально к началу Всемирной выставки 1900 года. Вьезжающие прямо в центр Парижа испытывали тройное удовольствие: напротив Лувр, рядом Сена и сам вокзал поражает масштабами и красотой архитектуры.
Маршрут «Париж-Орлеан» был настолько популярным, что поезда увеличивали в количестве вагонов. Но платформы-то оставались прежними. По ряду причин в 1939 году вокзал закрыли, а про здание на время забыли. Правда, в 1960 году режиссер Орсон Уэллс выбрал его идеальной декорацией для фильма «Процесс», отснятого по роману Франца Кафки с одноименным названием. Кто знаком с сюжетом, согласится, что обветшалое здание в самый раз подходило, чтобы заполнить его узкие коридоры бесконечными кабинетами суда, от которых можно свихнуться. Вызвать у зрителя противное ощущение клаустрофобии в темных помещениях, желание выбраться наружу, а также глубокое сочувствие к главному герою, которого ни за что ни про что арестовали, судили и в конечном счете довели до самоубийства, режиссеру удалось с блеском.
Но съемки фильма рано или поздно закончились! А что же с особняком? Его решили снести, чтобы построить более прибыльный объект – гостиницу. Общественность взбунтовалась против ликвидации исторического здания. Вот тогда (в 1977 году) и было решено отдать его под Музей. На разработку проекта пригласили итальянского архитектора – Милану Гаэ Ауленти. Она неоднократно участвовала в подобных проектах и числилась кавалером французского Ордена Почетного Легиона. На реконструкцию здания у талантливого архитектора ушло 10 лет. В 1986 произошло торжественное открытие одного из известных ныне Музеев мира, которое провел тогда президент Франции – Франсуа Миттеран.
Ауленти удивительным образом определила первый этаж под скульптурные композиции, органично вписавшиеся в интерьер. Гипсовая группа «Четыре части света, поддерживающие небесную сферу» - копия, бронзовый оригинал которой установлен на территории Люксембургского сада. На этом же этаже расположены «тематические» комнаты, где представлены работы Анри Руссо, Камиля Коро, Оноре Домье. Второй этаж «отдан» под живопись представителей академической школы и модерна: Майоля, Бурделя. Здесь же находится «скандальная» работа Огюста Родена – скульптура «Бальзак».
Третий этаж – самый посещаемый. Именно там находятся полотна гениальных художников Поля Гогена, Огюста Ренуара. Ценители искусства наверняка чуть задержатся около картины Винсента Ван Гога «Звездная ночь над Роной», а любители таланта Анри де Тулуза-Лотрека - человека маленького роста, но с огромным сердцем - оценят его «Танец».
Прямо у музея открыт книжный магазин. А посетив музейные экспозиции, можно передохнуть в кафе на пятом этаже, через окна которого открывается фрагмент исторического Парижа – динамичного, манящего и прекрасного.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии