Музей современного искусства в Париже
Во французской столице имеется несколько мест, где можно ознакомиться с творчеством современных художников и скульпторов. Одно из них - Музей современного искусства в Париже, где находятся работы реалистов, кубистов, экспрессионистов, приверженцев авангардного движения Флукус, нарративной фигурации. Тем, кому эти арт-течения ни о чем не говорят, скажут именитые фамилии таких авторов, как Пикассо, Малевич, Модильяни, Сезар.
История одного дворца в Париже
Музей находится во дворце Токио, который не имеет к Японии ни малейшего отношения. Дворец расположен между двумя парижскими авеню: проспектом президента Вильсона и проспектом Нью-Йорк, проложенным вдоль Сены. Правда, до 1945 года Avenue de New York называлась Токио-авеню. Дворец, который был построен рядом с улицей, получил такое же название. И даже после переименования авеню название дворца «Токио» так за ним и закрепилось.
Примечательна история создания этого дворца. Французы готовились к очередной Всемирной выставке искусств и технологий, которая планировалась к проведению в 1937 году. Новый дворец был необходим под то количество работ художников и скульпторов, которое специально закупили к началу Выставки. Однако подготовленную коллекцию пришлось передать в Малый дворец (Le Petit Palais).
В строительстве дворца были заняты архитекторы Жан-Клод Дондель и Андре Юбер. Они выиграли сумасшедший конкурс на дворцовый проект, в котором участвовало до 130 претендентов. Кстати, среди них был и Тони Гарнье – градостроитель, автор нескольких сооружений в родном Лионе. Так вот Дондель и Юбер предложили интересную идею стиля здания – арт-деко, которую члены жюри признали, как лучшую.
Коллекция, хранящаяся в Малом Дворце, после Второй Мировой войны все время пополнялась. Особенно она обогатилась в 1953 году, когда один крупный коллекционер подарил ряд произведений искусства. Le Petit Palais уже физически не вмещал в своих стенах все экспозиции. Вот тогда и вспомнили про дворец Токио, намного вместительней, чем Ле Пти-Пале.
«Переезд» состоялся в 1961 году. Музей современного искусства размещен в восточном крыле дворца. Изначально планировалось, что в музее будут находиться работы только мастеров XX столетия. Так, «историческая» часть экспонатов насчитывает почти 8 000 предметов искусства. Но потом решили, что произведения живописи XXI века – логичное дополнение к уже имеющейся экспозиции, и поместили их в «современный» раздел.
Самые «главные» экспонаты
Жемчужиной музея является фреска Рауля Дюфи «Фея электричества». Художник-фовист создал ее в 30-е годы прошлого столетия для Парижского энергоуправления. В Музей она попала в 1964-ом. Для огромного панно в 600 квадратных метров, состоящего из 250 деревянных пластин, был выделен отдельный зал. В 2001 году ученые и доктора запаниковали: оказывается, шедевр Дюфи был покрыт асбестом – вредным для здоровья человека веществом, влияющим на развитие онкологических заболеваний. Работы по очищению панно от асбеста оценивались в 1 000 000 долларов.
Еще одной «гордостью» музея является «Парижский танец» Анри Матисса, которую художник в 1930 году выполнял по заказу американского коллекционера Альберта Барнса. Это декоративное полотно было сделано для арочных сводов над окнами. Матисс прибегнул к технике декупажа с участием в работе гуаши, угля, листов бумаги и…булавок. Причем художник сначала закрепил вырезанный рисунок, а основу уже после закрепления окрасили в нужные цвета.
Заказчик не стеснял художника ни в определении формата картины, ни ее сюжета. Поэтому Матисс выбрал уже излюбленную тему движений. До этого он уже написал картину «Танец», которая была выполнена в двух экземплярах, и украшает сегодня Музей современного искусства (Нью-Йорк) и Эрмитаж (Санкт-Петербург). «Парижский танец» имеет оригинальное название The Dance II. На его выполнение у художника ушло почти три года. Это была его первая картина, которую он выполнил в технике «декупаж». На самом деле существует целых три варианта панно, одно из которых художник сам забраковал из-за ошибочных расчетов. Первая – эскиз, а третья версия – финальная. То панно, что было забраковано, выкупил Музей современного искусства Парижа. Для него был выделен отдельный музейный зал.
«Ограбление века»
В 2010 году в Музее произошло преступление века: неизвестным удалось беспрепятственно вынести из экспозиционных залов пять полотен известных художников на общую сумму 100 миллионов Евро. Только пять украденных полотен, но каких!
- Пастораль» (художник Анри Матисс);
- «Оливковая роща под Эстаком» (художник Жорж Брак);
- «Женщина с веером» (художник Амедео Модильяни);
- «Натюрморт с подсвечниками» (художник Фернан Леже);
- «Голубь с зеленым горошком» (художник Пабло Пикассо).
Кстати, один лишь «Голубь с зеленым горошком» оценивался экспертами в 28 млн. долларов. Картина была написана Пикассо в 1912 году, в период его творчества под названием кубизм. Несведущий в живописи человек и не поймет, что на ней толком изображено. А Пикассо был другого мнения о своих шедеврах: «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а каким его мыслю!» Вообще, эта картина вошла в печальный рейтинг потерь мирового искусства, заняв третье место после «Портрета молодого человека» Рафаэля и «Маков» Ван Гога.
Очень скоро парижская бригада по борьбе с бандитизмом вычислила по камерам наружного наблюдения, что вор, укравший шедевры мирового искусства, был всего один. Он спокойно и уверенно взломал замок ограды и решетку на окне музея, выдавил стекло и забрался внутрь помещения. Камеры внутреннего видеонаблюдения показали, что преступник отлично знал расположение залов. А когда он воровал картины, то выглядело это даже несколько театрально: он аккуратно освободил полотна от рам и, свернув в рулоны, спрятал их. Затем также спокойно покинул музей и…был таков!
Его, конечно, нашли. И заказчика, который проплатил это дерзкое преступление – тоже. Коллекционеры были в шоке, ведь работы такого уровня невозможно продать, зачем же их красть?! Наверное, об этом знал и сам заказчик преступления, однако он уничтожил все картины перед своим арестом в 2011 году.
И еще…
В Музее современного искусства в Париже действуют, как основные экспозиции, так и передвижные выставки, проводятся регулярные научно-исследовательские семинары. Это «живой» организм, в котором есть доступная для посетителей база в качестве каталогов и журналов музея. Итак, если вам доставляет наслаждение искусство современных авторов XX-XXI веков, то смело отправляйтесь в XVI округ Парижа. Musée d'Art moderne не работает только по понедельникам, в остальные же дни его двери открыты каждому посетителю.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии