Пантеон в Париже

Как часто бывает в жизни: то, что недооценили предки, берегут, как зеницу ока потомки. Так случилось и с этим уникальным зданием, известным, как Пантеон в Париже или Усыпальница великих французов. Однако изначально его архитектор Жак-Жермен Суффло разрабатывал проект церкви Святой Женевьевы, а не усыпальницы. Святой покровительнице Париже, спасшей город в V веке от войск Аттилы, горячо молился король Людовик XV, которого одолел серьезный недуг. Он клятвенно пообещал, что построит в честь Женевьевы Парижской новую церковь, если выздоровеет. Болезнь отступила. Настала пора выполнить королевский обет.

Гениальный архитектор

Пантеон в ПарижеНо Людовик не слишком торопился. Проект новой церкви был принят лишь через 11 лет после данного обязательства. Первый камень был заложен в 1758 году, еще при жизни короля, а достроили церковь в 1789, когда Людовик XV уже умер. Главным архитектором церкви назначили Жака-Жермена Суффло. Он был приверженцем архитектурного стиля классицизм, а творческие идеи черпал в Италии. Поэтому его Церковь в честь Святой Женевьевы в Париже была схожа с Римским Пантеоном.

Великолепный классический храм, напоминающий формой греческий крест, совершенно не понравился Католической Церкви. Духовенство даже отослало королю возмущенное послание с просьбой отменить проект. А некоторые злопыхатели усмотрели в здании архитектурную несовместимость купола и фасада. К тому же, тогда правил балом стиль барокко, а вовсе не классицизм. Знали бы они, что несколько позже Пантеон и его замечательный купол будет считаться классикой архитектуры! Кстати, россияне не понаслышке знакомы с мастерством зодчего: разработанный им эффектный купол – гордость Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге.

Пантеон в Париже. Вид сверхуВ те времена огромное значение придавали гармоничному сочетанию любой постройки с существующим ландшафтом улицы и даже города. Это, естественно, учел и Суффло, намереваясь изменить часть холма, на котором была построена Церковь. Фасад ее выходил на площадь, перед которой красивыми рядами стояли симметричные здания. Конец улицы заканчивался великолепным видом на Эйфелеву башню.

Огромный купол Пантеона имеет высоту 120 метров. Он водружен на несколько колонн. Однако со временем их пришлось укрепить, так как от тяжести купола стали образовываться опасные трещины.

Перемены статуса

Как раз по окончании строительства церкви во Франции бушевали революционные страсти. Правительство решило по-своему организовать церковь и сделать ее Пантеоном для выдающихся французов. Боковые окна заложили, роскошный внутренний интерьер претерпел некоторые изменения. В результате то, что запланировал гениальный Суффло, уже не соответствовало его первоначальному проекту. Светлое великолепное помещение превратили в строгую усыпальницу революционных деятелей, таких как:

  • Оноре Габриель Мирабо;
  • Вольтер;
  • Жан-Поль Марат.

Наполеон Бонапарт, как послушный католик и верный сын Церкви, вернул сооружению его первоначальный статус. Император позволил там хоронить самых выдающихся людей Империи. Там стоит урна с прахом Луи Антуан де Бугенвиля – французского мореплавателя времен Наполеона, Жозеф-Мари Вьена - французского художника и других замечательных личностей. После завершения власти Наполеона, Храм вновь стал просто…Пантеоном.

«Великим людям благодарная отчизна»

Такая фраза высечена на фасаде здания. Оно еще не один раз становилось то Пантеоном, то Церковью. Все точки над «i» поставил Виктор Гюго, сам того не зная. В 1885 году великого французского писателя похоронили здесь, а вместе с его смертью Пантеон приобрел окончательный статус усыпальницы.

Кроме автора легендарного романа «Собор Парижской Богоматери» там были похоронены:

  • Марселен Бертло (французский химик и физик) и его супруга, которая пережила мужа лишь на несколько часов;
  • Эмиль Золя (французский писатель);
  • Супруги физики Пьер и Мария Кюри;
  • Автор Пантеона – Жак-Жермен Суффло;
  • Александр Дюма (отец) – он был перезахоронен в Усыпальницу в 2002 году.

Что там, внутри

Пантеон внутриВнутренний интерьер здания поражает своей царственностью и монументальностью, особенно своды, росписи куполов изнутри, шикарный узор полов и фрески, изображающие бытие Святой Женевьевы. Несколько скульптурных групп расположены у величественных колонн. Центральная скульптурная композиция под названием «La Convection Nationale», выполненная скульптором Франсуа-Леоном Сикаром в 1913 (1920) году, посвящена событиям Великой Французской Революции. Одним из «персонажей» скульптуры, вскидывающим вверх правую руку, является Максимилиан Робеспьер.

В 1851 году по требованию будущего Наполеона III под куполом усыпальницы установили громадный маятник, высота которого достигала 67 метров. Этот математический объект, разработанный Леоном Фуко, привлекал путешественников и простых людей, которым интересно было, как быстро вращается наша планета за сутки. Сегодня в Пантеоне вместо маятника Фуко стоит его точная копия, но только в миниатюре.

Маятник Фуке. МиниатюраСпустившись в крипту Пантеона, посетители оказываются в Усыпальнице, а поднявшись наверх по лестнице из более 200 ступеней – в смотровой галерее. С нее открываются отличные виды на улицы Парижа. После таких спусков и подъемов наверняка захочется отдохнуть. Можно прогуляться до Люксембургского сада и посидеть на одной из его удобных скамеечек, чтобы еще раз осмыслить увиденное.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.