Собор Парижской Богоматери в Париже (Франция)
Нотр-Дам де Пари – шедевр готической архитектуры, расположенный в самом сердце Парижа, в восточной части острова Сите. Историки считают, что его воздвигли на месте ранней христианской базилики, а та в свою очередь стояла на развалинах античного римского храма. Правда, они же не могут придти к единому мнению, кто именно заложил первый камень фундамента, но то, что строительство началось при правлении Людовика VII в 1163 году – это доподлинно известный факт.
Более 13 миллионов туристов ежегодно посещают Собор Парижской Богоматери в Париже. Франция короновала здесь своих королей, чествовала бракосочетание монархов, проводила похоронные ритуалы монарших особ. Именно в стенах Нотр-Дам де Пари состоялась венчание Генриха IV и Маргариты Валуа – той самой королевы Марго из одноименного романа Александра Дюма. 2 декабря 1804 года в стенах Собора Бонапарт Наполеон провозгласил себя императором французов.
Величие, которое пытались растоптать
Одна из самых популярных европейских достопримечательностей хранит в своих стенах Терновый Венец Иисуса Христа – великую христианскую реликвию. В 1063 году ее торжественно перевезли с Сиона в Иерусалиме в Константинополь. Однако правящему тогда императору пришлось банально заложить Венец, но для выкупа требовалась солидная сумма, которой византийская казна не располагала. В 1238 году ее приобрел французский король Людовик IX, и отдал реликвию в Святую часовню на острове Сите. После Великой Французской революции Терновый Венец был передан в Нотр-Дам де Пари.
Величественный, изумительной красоты соборный ансамбль эффектно возвышается на берегу Сены. Его невозможно ни с чем перепутать, от него невозможно оторвать восторженного взгляда – так он прекрасен. Трудно поверить, что были времена, когда этот Храм хотели попросту снести, причем не однажды. Ведь в ходе Великой Французской революции, когда Конвентом было объявлено об уничтожении «эмблем всех царств», разъяренная толпа ворвалась в Собор и «обезглавила» головы 28 иудейских каменных царей, украшавших Нотр-Дам де Пари. Правда, вопрос о том, статуи ли это царей, или дни Лунного месяца, остается «открытым». Собор объявили Храмом Разума и стали использовать, как…склад продовольствия. Только к коронации Наполеона ему придали более-менее «приличный» вид, наспех перекрасив и задрапировав некоторые части.
Однако в правление династии Бурбонов Храм пришел в такое запустение, что в дело решительно вмешался Виктор Гюго и его роман «Собор Парижской Богоматери», в предисловии которого писатель отметил, что «Одна из главных целей моих – вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре». Великий французский писатель своим романом пытался донести до людей, что необходимо сохранить и сберечь архитектурное достояние страны. И книга возымела-таки действие!
Период восстановления
Реставрационные работы начались только в 1841 году, через десять лет после издания драмы Гюго. Руководил реставрацией архитектор Виолле-ле-Дюка. И тогда Храм был модернизирован: появились новые фигуры и элементы. Именно Виолле-ле-Дюка придумал украсить Собор химерами, которых можно увидеть на фасаде здания. Их функция декоративная и, если так можно выразиться, психологическая, ибо эти ужасные чудовища олицетворяют человеческие пороки и грехи.
Зато гаргульи, которые были установлены на Соборе еще в средние века, выполняли функции «украшения» водосточной трубы. Кстати, они были изготовлены из очень прочного материала - известняка, который добывали тут же, в Сене. Несмотря на свой «почтенный» возраст, они отлично сохранились.
Возможно, именно эти крылатые монстры сподвигнули Виолле-ле-Дюка на создание химер: он сам их нарисовал, а изготовил скульптор Жоффруа Дешома. На каменных чудовищ можно полюбоваться ближе, если пройти на галерею химер. Для этого нужно преодолеть пешком около 400 ступенек наверх. Но разве это не отличный повод взглянуть с высоты на Париж, и увидеть, как возвышается над городом другая достопримечательность – Эйфелева башня?!
Реставрационные работы длились около 23 лет, когда пришлось заменить разбитые статуи и водрузить на Собор 90-метровый шпиль. Тогда же было решено снести все дома, примыкающие к Храму, чтобы не портить его обновленный вид. На месте старых построек появилась эффектная площадь.
Классика архитектурного искусства
Нотр-Дам де Пари – это базилика, немного напоминающая букву «H» с центрального фасада. Он разделен на вертикали, горизонтали, а три портала нижнего яруса имеют глубокий смысл: центральный и самый крупный содержит сцену Страшного Суда, левый – портал Девы Марии, правый – портал святой Анны. Те самые 28 иудейских царей или Галерея Королей, над которыми был совершен акт вандализма в годы Французской революции, расположены над порталом.
Входные двери в Собор украшают изумительные узоры кованого железа. Ходили легенды, будто кузнец Бискорне просил помощи у самого Дьявола, чтобы выковать такие красивые ворота, когда решил, что ему это не под силу. Неизвестно, притронулся ли вообще кузнец к заказу, но наутро ворота были готовы, а бездыханный мастер лежал чуть дальше. Установить-то их установили, да вот в чем проблема – новые ажурные ворота не открывались, пока не догадались окропить их замки святой водой.
Собор строили в течение 170 лет, поэтому для него характерны несколько стилей: романский и готический. Впрочем, сочетание двух направлений в архитектуре сооружения придает ему одновременно монументальности, возвышенности и изящества. Недаром Анатоль Франс сказал про него однажды: «Тяжелый, как слон, и легкий, как насекомое!»
Центральный (или западный) фасад собора является «классикой» архитектурного искусства, на котором все детали, статуи и фигуры мифических существ логично переплетены в прекрасном вихре гениальных творений рук человеческих. Готические стрельчатые порталы первого яруса, галерея Королей, над которой возвышается Le balcon de la Vierge второго яруса. На балконе «стоит» статуя Девы Марии с младенцем на руках, по левую и правую руку ее – два Ангела. Ранняя фигура Богородицы сильно пострадала от времени, и пришлось ее заменить. А вот два Ангела (по другой версии Адам и Ева) - придумка Виолле-ле-Дюка.
Позади фигуры Богородицы находится ажурное окно-розетка - La Rosace Ouest, состоящее из трех концентрических кругов с яркими витражами. Их переделал в свое время Виолле-ле-Дюк. Южную и северную части Нотр-Дам де Пари тоже украшают окна-розы, но они все абсолютно разные. Южную «розетку» (LaRoseSud), состоящую из 84 фрагментов, пришлось немного подкорректировать во время Реставрации. Зато северное окно-роза (RoseduMidi), выполненное в XIII веке, практически полностью сохранило свой первозданный вид. На третьем ярусе Собора находятся две башни-колокольни высотой 69 метров.
Внутренний интерьер Нотр-Дам де Пари поражает своим великолепием, хотя настенной живописи внутри нет. Но их с лихвой заменяют прекрасные нефы, круглые колонны, крестовый свод, алтарь, скульптуры, резные барельефы из камня, изображающие сцены из Евангелия и жизни Христа на земле. За счет огромных красочных витражей внутрь собора струится то лиловый, то розоватый свет, то он рассыпается дробным рисунком окон-роз, создавая иллюзию таинства, магии и средневекового очарования. Архитектура Собора привлекала ученых, которые даже пытались расшифровать ее, считая зашифрованной для потомков.
«Творение Бога»
На протяжении столетий Собор Парижской Богоматери был важнейшей частью жизни французов. Здесь заседал Парламент, сюда приходили нищие, чтобы найти приют, а богатые горожане хранили свои ценности. Сколько за эти годы скопилось в его стенах коллекций религиозной утвари: рукописей, облачений, камей. Здесь же хранится Гвоздь с Креста, на котором был распят Иисус Христос.
Нотр-Дам де Пари лучше всего описал Виктор Гюго, как «…творение Бога, у которого оно (человечество) как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и вечность». Сегодня Собор является действующим Храмом. Во время богослужений используется современная техника, как например, проецирование текста молитв на специальный экран с изображением сцен из Ветхого Завета. Приехать в Париж, чтобы попасть на католическую мессу, во время которой звучит удивительная музыка самого крупного органа страны, или услышать, как звонит самый Большой колокол Собора – это впечатления, которые останутся в памяти на долгие годы!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии