Театр Одеон в Париже

Франция всегда славилась талантливыми драматургами и комедиографами: Эмиль Золя, Виктор Гюго, Александр Дюма, Стендаль, Мольер, Бомарше. В Париже, в этом духовном, культурном и романтическом центре страны, несколько театров, демонстрирующих блестящую игру актеров и разнообразный репертуар. Самым известным и старинным является театр «Одеон» в Париже. Его смело можно занести в список лучших театров Франции и мира.

Блеск Великой Бернар

Блеск великой БернарВ «Одеоне» блистала удивительная Сара Бернар, которая именно на сцене этого театра раскрыла свой талант и обеспечила себе триумфальный путь к славе. Публика упивалась ее игрой. Сара действительно была очень талантлива, необыкновенно раскованна и чересчур смела. Ее роли по трагедиям Александра Дюма (сына) или Ростана неизменно восхищали зрителей.

Известно, что после одной из премьер пьесы Виктора Гюго, он лично подошел к Бернар и преклонил перед ней колено в знак величайшего уважения перед ее талантом и искусством вживаться в роль. Сара же умела подать себя в самом лучшем свете и зарядить публику так, как не удавалось никому. Правда, она упорхнула из «Одеона» в «Комеди Франсез», соблазнившись большими гонорарами последнего.

Из истории театра

Кстати, здание «Одеона» и было предназначено, как временная постройка для театра французской комедии. Ведь самой первой его постановкой в 1784 году стала знаменитая и бессмертная комедия Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро».

Театр был построен до Великой Французской Революции по проекту Шарля де Вайи и Мари-Жозефа Пейр рядом с Люксембургским садом на левом берегу Сены. Он был открыт 9 апреля 1782 года в присутствии королевы Марии-Антуанетты Австрийской, которая безумно любила театральные постановки. Неоклассическое здание включало главный корпус и два крыла, которым дали имена французских драматургов – Корнель и Мольер. Они были соединены со сценой аркадами, где размещались слуги и кареты в ожидании, пока господа развлекались в театре. 

Театр "Одеон"Парижский театр был первым, построенным по канонам итальянского театра, и все-таки он был французским. Его «близость» с Люксембургским дворцом в Люксембургском саду была обозначена и в первоначальном названии – Зал «Люксембург». Вплоть до начала революции в нем ставились различные спектакли, в том числе переработанные пьесы Уильяма Шекспира, проходили концерты, проводились балы. Во время французской революции в нем размещался «Театр нации».

Название «Одеон» появилось позже, в 1797 году, которое устроители театра позаимствовали из истории Древней Греции. Впервые древние греки выстроили Одеон, как огромное полусферическое сооружение со сценой внизу и рядами зрительских мест, поднимавшихся наверх. Таким образом, зрителям было хорошо слышно и видно все, что делали певцы и музыканты, ведь для певческого и музыкального искусства в первую очередь и планировалось здание.

«Одеон» в Париже – это скорее имя нарицательное. Хотя с Древней Грецией его роднит полукруглость зала, помещенного в прямоугольную коробку здания. Украшением его является пирамидальная форма крыши и фасад с дорическими колоннами.

В 1799 году случился первый пожар здания. Его восстанавливали три года. В 1807 году театр получил статус привилегированного, предназначенного для постановок драматических спектаклей, оперных выступлений. В 1818 году здание снова полыхало в огне. Его реконструировали в 1819-ом.

Гений Леметра

Внутренний интерьер театраС конца 20-х годов XIX столетия на сцене «Одеона» играл Фредерик Леметр. Перед его творчеством преклонялись Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, а Генрих Гейне описал так силу его таланта, при демонстрации которого «…Талия в ужасе бледнеет, а Мельпомена блаженно улыбается». Леметр начинал с подмостков бульварных театров, но даже став ведущим актером «Одеона», продолжал играть на парижских бульварах. Только так он мог выразить свое многогранное и разностороннее искусство. Ведь именно он «сломал» стереотипы старого классического театра, где нужно было играть строго в рамках определенного амплуа.

Драматические, комические, романтические, водевильные персонажи были одинаково подвластны Леметру. Однако под конец жизни актер много болел и умер в абсолютной нищете. Его похоронили на знаменитом кладбище Монмартра.

Театр с середины XIX века и в наши дни

Фредерик Леметр играл на сцене "Одеона"С 1845 по 1848 года «Одеоном» руководил Пьер Бокаж. Этот актер-самоучка, который и грамоте-то научился по случаю, уже в юности перечитывал Шекспира и представлял себя на подмостках театра в роли одного из персонажей английского писателя. Он пришел в Париж пешком из Руана, чтобы воплотить мечту в жизнь и стать актером.

Он много играл, пока не занял пост руководителя «Одеона». Однако его руководство театром совпало с политической ситуацией в стране. Будучи человеком революционно настроенным, он и репертуар театра использовал исключительно для пропаганды революции. В связи с чем и был уволен за «враждебность» к правительству. Увы, последние годы жизни великолепного актера – это время его творческого угасания.

С конца XIX века в репертуар «Одеона» были введены лекции театральных критиков. Руководитель театра с 1906 по 1913 годы Андре Антуан разнообразил постановки инсценировками произведений таких авторов, как Альфонс Доде и Жюль Ренар.

с 1921 года «Одеоном» руководил Фирмен Жемье и одновременно возглавлял Национальный народный театр, который сам и организовал. Жемье обновил репертуар, который теперь состоял и из современных постановок и из классической драматургии, как пьесы Шекспира. Сам он тоже играл на сцене. Однако в 1913 году состоялся его дебют в кино, что повлияло на его дальнейшую деятельность. С 1930 года он всецело посвятил себя кинематографии.

В 1946 году «Одеон» уже в который раз стал частью «Комеди Франсез» и только в 1959-ом вновь стал самостоятельным театром под названием «Театр де Франс». Именно тогда им руководил Жан Барро, который поставил спектакли Й.Беккета, М.Дюрас. В

1968 году Барро «приютил» в театре взбунтовавшихся студентов, из-за чего его уволили с поста директора Одеона вместе со всей труппой.

1990 год – новый виток в деятельности «Одеона», который стал «Театром Единой Европы». Идея эта принадлежала итальянскому режиссеру и актеру Джорджо Стрелеру, который много сотрудничал с театром. Теперь в его архиве хранились видеоматериалы, тексты известных авторов, которые раньше не издавались, а также аудиозаписи спектаклей. В нем проходили литературные встречи, чтение малоизвестных произведений.

Как сказал Теофиль Готье: «…Никто не может его («Одеон») ни убить, ни воскресить». Он всегда открыт для новых творческих экспериментов. Несмотря на изменение названия, театр Одеон в Париже - символ мировой культуры и европейской цивилизации.



Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева

Рейтинг: 0
Мне не нравится

Комментарии

  1. Редакция Liliya-Travel.RU 19 января 2016, 19:34 # 0
    Дорогие читатели нашего журнала, с нетерпением ждём Ваши пожелания, замечания и отзывы.