Неприкасаемые в Индии (Далиты)
Введённая индоариями в древней Индии система разделения общества на касты-варны охватывала не полностью население государства, за её пределами остались многие жители коренных племён. Их удел – выполнять всю грязную и физически тяжёлую работу, которой по законам Ману члены варн не могут заниматься. Запрет на общение с ними дал название этой группе населения – неприкасаемые.
Социальный статус
Неприкасаемые в Индии (современное название далиты) – наименее защищённая группа населения, несмотря на законодательно оформленный запрет их дискриминации после получения страной независимости в 1947 году. В обществе, трансформировавшемся за века из четырёх варн в многотысячную систему разделения на касты, они по-прежнему считаются изгоями. Для поселения им отведены полуразрушенные дома на окраинах городов, зарабатывать на жизнь они могут только определённым трудом:
- уборка улиц;
- чистка канализаций и туалетов;
- убийство животных, разделывание мяса и выделывание шкур;
- ловля рыбы;
- уличное ремесло;
- храмовая проституция.
Построение кастовой системы на принципе «по рождению» не даёт никакого шанса рождённому в обществе неприкасаемых в Индии заняться другой работой и выйти из низов.
Положение неприкасаемых настолько низко, что убийство их членами высших каст не считается ими преступлением, оно освящено индуисткой религией. Весной 2008 года The Indian Express писала о 7-летней девочке, изнасилованной и жестоко убитой двумя охранниками. Они издевались над связанной маленькой неприкасаемой несколько часов, её нашли с отрубленной рукой и выбитым глазом. Хотя у полиции были подозреваемые, за это преступление никто не был наказан. И это не редкий случай согласно статистике dalitmat.com – официального сайта неприкасаемых:
- преступления против них совершаются каждые 18 минут;
- ежедневно насилуют 3 женщин;
- 2 человека каждый день убивают.
Причины угнетения
Жестокое и презренное отношение к неприкасаемым в Индии, их покорность регламентирует индуистская религия, которая называет их нечистыми. Её законы запрещают им:
- учиться;
- пользоваться водой из общественных колодцев;
- возделывать землю;
- входить в храм;
- посещать магазины.
Существует ещё множество запретов, некоторые просто дикие: запрещён выход из дома днём, так как даже тень неприкасаемого была объявлена нечистой.
Глубокая религиозность индийцев обуславливает их беспрекословное повиновение жестоким нормам. Согласно индуизму человек, выполнявший в этой жизни свой долг, следовавший морали и нормам, предписанным ему дхармами – постулатами индусской религии, в следующем рождении поднимается на ступеньку выше по сословной лестнице. Поэтому многие несогласные с дискриминацией неприкасаемые в Индии переходят в буддизм, мусульманство, христианство.
С конца XIX века неприкасаемые в Индии начали потихоньку восставать против сложившихся традиций. Первым, кто начал публично и резко критиковать кастовую систему, требовать равноправия для неприкасаемых был Бхимрао Рамджи Амбедкар - «Бабасахиб». Умудрившийся получить образование в колледже, Колумбийском университете, Лондонской школе экономики Амбедкар стал лидером в борьбе за права низшего слоя общества. Его заслуга – создание Индийской конституции, принятой в 1949 году, устанавливающей свободу вероисповедания, обязанность учебных заведений принимать представителей низших классов, запрет дискриминации неприкасаемых.
Но установление законодательно прав неприкасаемых не означает претворение их в жизнь. До сих пор сельские жители Индии следуют законам индуизма и их судьбе мало что изменилось за прошедшие 50 лет.
Комментарии