Дайвинг на Кипре
Кипр популярен у туристов за бесконечное солнце, чистое море, прекрасные пляжи и доброжелательное отношение к ним местных жителей. Пресытившись Египтом, Турцией, сюда едут за относительной тишиной, безопасностью, чистотой и ненавязчивым сервисом. Это превосходное место для активного отдыха, например для подводного плавания. Однако дайвинг на Кипре несколько отличается от того, что может предложить Красное море, известное обилием живности и кораллов. Зато исключительный рельеф Средиземного моря и подводные сюрпризы около острова точно не оставят равнодушными любителей понырять на глубину в поисках чего-либо интересного.
Подводные «плюсы» Кипра
Итак, Кипр в первую очередь может порадовать дайверов приятной температурой, которая комфортна летом и зимой. Самыми холодными месяцами являются январь-февраль, когда температура воды +16°C, а самый жаркий – это август, когда вода чуть прохладнее воздуха и остается устойчивой у отметки +28 градусов. Оптимальный сезон для дайвинга – май-ноябрь, но для погружения в воду лучшими считаются июль, август, сентябрь.
Буквально в трех часах лета от Москвы вы оказываетесь на необыкновенно красивом острове, у берегов которого когда-то вышла из моря сама Афродита. Кипр – жемчужина Средиземного моря. Посетить его и увидеть воочию обломки древних амфор, таинственные пещеры, подводные рифы также интересно, как рассматривать сказочное многообразие рыбок и кораллов в Красном море. Причем каждое погружение на глубину уникальное, никогда не похоже на предыдущее и захватывающе интересное.
Что может предложить Кипр дайверам? Во-первых, относительный покой на море, так как наплыв дайверов здесь значительно меньше, чем в Египте, например. Во-вторых, здесь нет сильных подводных течений, что комфортно и безопасно для новичков. В-третьих, большинство рыб, моллюсков, животных, живущих в воде, в качестве защиты от нападения имеют ядовитые средства: иглы, слюна, укус. Поэтому отсутствие большого скопления морских обитателей являются минусом, но одновременно и большим плюсом – безопасно. К тому же в Средиземном море вода прозрачная и позволяет хорошо различать объекты на расстоянии до 30-40 метров.
Зеленый залив
В любом дайвинг-центре можно быстро обучиться навыкам погружения в воду с аквалангом. Новичкам будет интересно впервые нырнуть в живописном месте с оригинальным названием «Зеленый залив» (или Green Bay). Здесь можно не только покормить рыбок буквально с рук, но и поплавать среди античных статуй, и сделать экзотические снимки на память. Кроме новичков в Грин Бэй приходят и «бывалые» дайверы, которым нужно освоиться после длительного перерыва.
Максимальная глубина в Зеленом заливе – 11 метров, а «статуи» установлены (увы, они вовсе не выпали с затонувшего судна, а их установили специально для дайверов) находятся на глубине 9 метров. В заливе можно увидеть устрашающего вида барракуд, извивающихся осьминогов, и даже морских черепах, которые не преминут полакомиться водной травой.
Пещера Циклопа
Еще одно место, интересное и новичкам, и опытным дайверам называется Коннос Бэй (или Пещера Циклопа). Его так назвали согласно мифам: якобы здесь проживали таинственные и страшные одноглазые чудища. Здесь любят проводить обучение и погружения на разные уровни глубины. Одним из эффектных сторон погружения является подводное «падение» с 10-метрового валуна.
Если для новичков показана глубина 12 метров и чуть глубже, то опытные дайверы погружаются на 30, а то и на 40 метров. В пещерах Циклопа нет-нет, да мелькнет отвратительная морда мурены, острозубой барракуды или рыбы-флейты, зависшей вертикально, как водоросль. Коннос Бэй является излюбленным местом для подводных фотосъемок, благодаря подводным сталактитам.
У опытных дайверов наверняка на слуху Каньон мыса Греко. Это место не так популярно из-за сложности во время спуска. Не каждый может похвастать физическими данными, которые обязательны, чтобы добраться до каньона. Потребуется пройти по сложной тропинке, потом спуститься по металлической лестнице, погрузиться, подняться. И все эти действия нужно делать только в спокойную погоду, иначе выход с Каньона станет настоящей проблемой.
И все-таки это место стоит всех мучений при спуске: причудливые скалы, как стена - с одной стороны, и песчаное дно – с другой. Из водных донных обитателей Каньона – если повезет – можно встретить огромного ската-хвостокола. Но лучше к нему не подплывать близко – у ската ядовитый шип на конце хвоста.
«Зенобия»
Однако жемчужиной подводного мира Кипра по праву считается дайвинг-погружение к «Зенобии». Он является абсолютным лидером среди почитаемых рэков в мире (по-английски «wreck» – это крушение). Представьте себе только огромный паром 172 метра длиной, который отлично сохранился за тридцать с лишним лет, и лежит на боку на морском дне. По сравнению с этим гигантом разбросанные вокруг него грузовики выглядят игрушечными.
История «Зенобии» схожа с печальноизвестным «Титаником», который затонул в начале XX века в водах Атлантики. Так же, как "Титаник", это огромное судно, которое потонуло в первый и единственный свой рейс в 1980 году. Однако по счастливому стечению обстоятельств не погиб ни один человек на борту шведского парома.
Для дайверов «Зенобия» - зрелище впечатляющее: громадина на морском дне, которую можно не только посмотреть, но и заплыть во внутренние отсеки. Все сохранилось, как в те времена, когда произошло это несуразное и непонятное потопление. Корабль накренился и простоял в таком положении четверо суток у берегов Ларнаки, как будто в последний раз демонстрируя над водой свою мощь. А потом медленно стал уходить под воду.
Это был грузовой паром, на борту которого находилось более 100 грузовых машин и прицепов. Все попытки спасти судно, потерпели фиаско. Единственное, что удалось сделать - отбуксировать еще плавающий паром дальше от фарватера. Там он и затонул, буквально в 1,5 километрах от берега.
Теперь это объект № 1 для дайверов. Буквально 16 метров погружения, и взору ныряльщика предстанет «стальной гигант», лежащий на боку. Зенобия представляет интерес для дайверов-новичков, которые так и заглядывают в зияющие дыры. Туда-сюда снуют окуни, барракуды, групперы: судно - их место жительства. А вот «проход» во внутренние пространства корабля совершают только продвинутые дайверы. Но неопытным тоже хватит впечатлений: например, посидеть в кабине одной из грузовых машин, которые до сих пор прикреплены цепью к палубе.
Итак, великолепная «Зенобия», а именно так звали мудрую, воинственную и справедливую царицу Пальмиры, в честь которой было названо судно, во второй раз «сдалась» обстоятельствам, но не времени. Такую красоту невозможно забыть и описать – это надо видеть своими глазами. За подводными впечатлениями вперед – в Ларнаку!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии