Церковь Воскресения Христова. Форос
Крымские плато, нагорья и массивы таят в себе множество загадок, легенд и преданий. У курортного поселка Форос расположилась одинокая и неприступная скала – Красная. Наш рассказ будет о святыне, которая не только украшает Красную скалу, но и является своеобразной символикой прекрасного крымского курорта.
Уже много лет радует взоры путешественников прекрасная и величественная Церковь Воскресения Христова. Форос ежегодно привлекает на свою землю множество туристов, которые едут сюда отдохнуть и непременно увидеть удивительной красоты Храм. В первую очередь вызывает восхищение месторасположение святыни – на высоте 427 метров над уровнем моря, на совершенно отвесной горе. Второе – Церковь вызывает бесконечный восторг талантливому исполнению, внешнему виду и внутреннему интерьеру. Усиливает впечатление практически «голая» скала, на которой Храм находится, расположенная среди гор и массивов, утопающих в сочной зелени.
Причина строительства
Возведению Церкви предшествовало удивительное событие. Это произошло в октябре 1888 года, когда поезд, следующий из Крыма в Петербург, потерпел крушение и сошел с рельсов. В том поезде ехал Император России – Александр III со своей семьей. Примечательно, что никто из царской семьи не пострадал.
Узнав о происшествии и чудесном спасении императорской фамилии, крупный магнат того времени, владелец чайных плантаций и фарфорового завода Александр Григорьевич Кузнецов, решил построить в честь этого события нечто грандиозное. Он испросил высочайшего разрешения у государя, чтобы построить Храм. А так как Александр Григорьевич был владельцем огромного имения в Форосе, он решил, что новая церковь должна быть построена именно здесь.
Он заказал архитектурный проект Николаю Чагину – это был известный архитектор, автор шедевров зодчества, как:
- Софийский Собор в Гродно;
- Собор Симеона и Анны в Елгаве (Латвия);
- Евфросиньевская церковь в Вильнюсе.
Форосская Воскресенская Церковь была построена в 1892 году, а уже через шесть лет, в 1898, ее посетил Император Российский Николай II с супругой Александрой Федоровной и дочерьми - Великими княжнами. Злые языки утверждали, что Церковь в Форосе – это «плата» Кузнецова за то, что он внедрился на императорскую территорию. Ведь исключительное право на производство и продажу чая принадлежало государю и его семье.
Так это было или иначе, но уже через четыре года после закладки Храм был построен, и в октябре 1892 года освящен. Святодействие произвел епископ Мартиниан Таврический и Симферопольский в день Славы Воскресения Христова. На процедуре освящения присутствовал Обер-Прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев.
Внешний и внутренний вид
Итак, что собой представляет Церковь Воскресения Христова. Прекрасное простое и сложное одновременно сооружение в византийском стиле с характерным куполом, который опирался на внутренние колонны и столбы. Они составляли кольцо, над которым устанавливали «барабан». Примечательно, что в Купольной части прорезались разной величины окна, расположенные по периметру основания, через которые в здание проникал дневной свет. Цветные витражи, а их всего 28, придают Церкви воздушность и праздничную атмосферу.
Купол являлся своеобразным символом Небес, под которым и проходили Богослужения. Алтарь установили в восточном апсидном выступе здания, характерном для христианских храмов.
В качестве материалов для Церкви использовались плинфа (обожженный, прямоугольной формы кирпич), кирпичная крошка, желтый камень, красный кирпич. Издалека девятикупольная Церковь кажется почти белой, благодаря особой облицовке белым инкерманским камнем.
Все купола не одинакового размера: верхний – самый большой, четыре самых маленьких установлены в средней части Храма («второй» этаж), средние четыре купола венчают «первый» этаж. Примечательно, что Церковь обращена в сторону моря, а не на восток, как это принято при строительстве православных храмов, зато это отличительная черта южнобережных христианских святилищ.
Для Форосского архитектурного шедевра были привлечены мозаисты, которые получили образование в мастерской самого Антонио Сальвиатти. Мраморная облицовка вкупе с фресковыми росписями и изящными каменными элементами придают зданию изысканное величие и строгость, коей и должен обладать дом для богослужений и молитв.
Внутренний интерьер ничуть не уступает внешней отделке Храма. Здесь все блистает роскошью: колонны из каррарского мрамора, дубовый резной иконостас, царские врата из позолоты, витражные окна и сложные византийские орнаменты на стенах. Иконы и картины для Церкви писали известные русские художники:
- А.И.Корзухин;
- К.Е.Маковский;
- Н.Е.Сверчков.
У истории суровое лицо
С момента своего возведения Церковь в Форосе пользовалась необыкновенной популярностью у православных. Тот, кто попадал на Южный Берег Крыма, считал своей обязанностью посетить его, чтобы отслужить молебен.
Единственным настоятелем Церкви был Павел Ундольский. К сожалению, в 1924 году его репрессировали и отправили в ссылку, откуда он никогда не вернулся. Храм закрыли, через три года драгоценная церковная утварь была экспроприирована, кресты на куполах и башенках были сброшены, а колокола отправили на переплавку. Увы, многие иконы и работы мастеров-живописцев были утеряны безвозвратно: лики святых закрашивали масляной краской.
В 1934 году Церковь купили всего за 18 000 рублей, это при том, что в 1898 году его цена составляла 50 000 золотых рублей. Пострадала Церковь в годы ВОВ (1941-1945 гг): был испорчен пол из мозаики, сняты стенные панно, мраморные подоконники. Но после завершения войны – было еще не легче: открыли ресторан прямо в бывшем святилище.
В 60-е годы прошлого столетия сюда приехал Никита Хрущев. Он пригласил шаха Ирана отобедать в «знаменитом» ресторане, однако шах отказался есть в священном доме. Тогда Хрущев отдал распоряжение снести ресторан. Хорошо, что те, кто сносил его, не «переборщили» и не снесли вместе с предприятием общественного питания саму Церковь.
В 1969 году произошло еще одно печальное для Храма событие: здание отдали под склад, но возник пожар. Пламя не разбирает шедевров, ему не ведомо чувство прекрасного и горечь потери. Тогда в огне погибли иконы, фрески – все, что осталось на стенах, вплоть до штукатурки.
Воскресение Церкви
Только в 1981 году было проведено обследование на предмет состояния внутреннего убранства, остатков кровли и живописи. Вовремя успели: некогда роскошное святилище превратилось в ветхий «сарай», где нет ни окон, ни дверей.
К реставрации приступили в 1987 году. Проделав первую и главную часть реставрационных работ, Церковь вернули верующим. Еще через несколько лет, провели повторную реконструкцию. А в 1990 ее передали Русской Православной Церкви, тогда же у святилища появился новый настоятель – отец Петр. Его стараниями Храм стал возрождаться, появились новые колокола, был расписан вновь алтарь, паруса Храма, а в окнах появились яркие цветные витражи.
В начале нашего столетия, Форосскую Церковь привели в тот вид, который мы имеем счастье видеть сегодня. Были проведены внутренние и внешние работы, стала работать отопительная и электрическая системы. В августе 2004 года Воскресенская Церковь в Форосе была торжественно открыта. В настоящее время она действующая и открыта для посещения.
Есть мнение, что Форосскую церковь «нашпигуют» современными радиолокационными средствами оповещения, что даст возможность использовать ее в качестве своеобразного Маяка. В новом статусе Святилище многократно повысит свою известность и значение. Чего мы ему искренне и желаем!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии