Ливадийский дворец в Крыму
Между Ялтой и Кореизом расположен поселок с красивым греческим названием Ливадия. Существует версия, что так назвал местность Ламброс Кацонис – полковник русской армии, родом из греческой Левадии. В 1799 году он приобрел эти земли и назвал их в честь своего родного города. Через 35 лет землю выкупил польский магнат Лев Потоцкий, который развел бурное строительство, в результате из небольшого дачного домика с палисадником и виноградником на свет «появилось» крупное имение архитектурно-ландшафтного искусства.
Еще через 27 лет ливадийский ансамбль стал принадлежать царской фамилии. Таково начало истории роскошной южной резиденции Романовых, которая с 1999 года является еще и официальным местом проведения крупных политических мероприятий: международных встреч, конференций, саммитов. Это знаменитый и прекрасный Ливадийский дворец: в Крыму он самый посещаемый туристами архитектурно-исторический объект.
От Потоцкого к Императору
К Романовым имение попало волею судеб. Граф Потоцкий любил свою крымскую виллу. Вместе с Карлом Эшлиманом – ялтинским архитектором – он принялся разрабатывать концепцию усадьбы. В результате были построены барские дома, церковь, жилые и хозяйственные постройки, огромный парк и оранжерея. Потоцкий превратился в коллекционера античностей: его коллекционными трофеями были подлинные античные статуи, включая скульптурные изваяния древней Помпеи.
Еще при Кацонисе в Ливадии были заложены виноградники, построены винные подвалы, налажено производство вин, которые считались лучшими на Крымском полуострове. К концу 1859 года Ливадийское имение Потоцкого насчитывало 30 дворов, где проживало около 150 человек.
К сожалению, родные графа не разделяли его страсти к крымской собственности и после его смерти (это был 1860 год) решили поскорее избавиться от Ливадийского комплекса, которое требовало хозяйственных хлопот и слишком много обязанностей. Им заинтересовались члены царской фамилии, так как у императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, была чахотка, и ей требовался южный климат.
Для монарших особ и обслуживающего персонала существующего господского дома Потоцких было мало, поэтому все помещения «пришлось» перестраивать. По велению императрицы новый дворец планировался «простеньким»: на него было выделено всего 260 тысяч рублей. Реконструкцию доверили И.А.Монигетти – придворному архитектору итальянско-швейцарского происхождения. Барский дом переделали в Большой Дворец для императора и его семьи, появился еще и Малый дворец – для великих князей.
Из всех построек до наших дней сохранилась только турецкая беседка и небольшая околодворцовая церковь, которую украшают цветные витражи и деревянные резные элементы. Однако через двадцать лет по приказу Александра III Малый дворец пришлось «разобрать» и перенести на новое место, в виду аварийного состояния здания. Через некоторое время и Большой дворец пришлось реконструировать.
Главный ялтинский архитектор
Это случилось уже в бытность последнего русского царя Николая II, к которому «по наследству» перешел Ливадийский комплекс. Было принято решение вместо старого Большого Дворца построить новый, который «окрестили» впоследствии Белым. Именно им мы и можем любоваться сегодня.
Николай II доверил строительство главному ялтинскому архитектору Николаю Краснову. Строительство началось в начале XX века, в 1910 году. Свой проект Николай Петрович продумывал тщательно, можно сказать, что Ливадийский дворец стал его самым знаменитым сооружением. Император не жалел денег на строительство. Ливадия, принимая зарубежных гостей и чиновников, а также многочисленных членов семьи Романовых, которые принадлежали королевскому двору Англии, Германии, Греции, не могла позволить себе «экономить».
Великолепный, кажущийся воздушным, белоснежный дворец был построен всего за полтора года. Его стиль – итальянский ренессанс, который тогда называли ласково «нежный». Дворцовые стены надежно «защищал» инкерманский камень, способный препятствовать процессу выветривания и запыления.
Николай Петрович отличился: он построил такую уникальную синергию времен и предпочтений, которая прославила его, как архитектора, способного выполнять самые смелые и затейливые заказы. После строительства Ливадийского дворца ему был пожалован титул Архитектора Высочайшего Двора. Награды, звания и крупные заказы посыпались в «копилку» Краснова, как горох. В 1913 году он становится Академиком Петербургской Академии художеств и надворным советником.
Краснов очень ответственно подходил к проекту Ливадийского комплекса, продумывая каждую деталь фасада дворца и внутреннего интерьера. Особенного внимания заслуживают такие дворцовые помещения, как:
- Парадная Ожидательная зала (Вестибюль) - предшествует главному Белому залу (именно это помещение стало рабочим кабинетом Ф.Рузвельта во время Ялтинской конференции 1945 года);
- Белый Зал - огромная столовая с камином, украшенным гербом Романовых, с четырьмя колоннами, увенчанными капителями коринфского ордера и с гербами самых значимых российских губерний, украшающими верхние части стен;
- Парадный кабинет Императора, выполненный в стиле позднего классицизма;
- Рабочий кабинет Императрицы, из которого можно попасть в парк, спустившись по оригинальной лестнице (специально для Ее Величества Краснов спроектировал в кабинете стол для рисования – хобби императрицы; кабинет украшали картины известных художников);
- Малая семейная столовая – уютная небольшая комната, где обедали Романовы в тесном семейном кругу;
- Верхний кабинет Императора (именно про него Николай II сказал «Я в восторге от своего верхнего кабинета»);
- Английская Бильярдная - в этом помещении во время официального завтрака главы трех стран («Большая тройка») Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали самый важный документ Ялтинской конференции 1945 года.
Место для душевной услады
В Ливадийском комплексе два внутренних дворика – Итальянский и Арабский. Арабский дворик «нес» чисто практическую функцию, освещая те помещения Дворца, из которых не было выхода на улицу. А Итальянский был излюбленным местом прогулок или отдыха в тишине. Он «заключен» между арок. Центр его украшал античный колодец, к которому сходились, как лучи, восемь радиальных дорожек из диоритовой мозаики. Позже вместо колодца установили изящный мраморный фонтан.
В Дворик можно войти через кованые ажурные ворота (работа веронских мастеров), либо через другие помещения Дворца. Насладиться прохладой и тишиной Итальянского дворика можно на мраморных скамьях, подлокотники которых украшают мифические существа – грифоны.
Изюминкой прекрасного Дворца является его парк. Он старейший на Южном берегу Крыма и занимает территорию в 47 Га. Основателем закладки будущего памятника садово-паркового искусства является садовник Деллингер, попавший к графу Потоцкому в Ливадию случайно. (Одно время он работал в знаменитом Никитском саду, но работа ему показалось слишком тяжелой, и он стал искать другое «доходное» место). Он талантливо сочетал экзотические растения с местными крымскими.
Ливадийский парк по своей планировке относится к пейзажно-ландшафтному типу. Причем каждая дорожка и поворот задуманы таким образом, чтобы открывать взору гуляющего новый обзор, будь то горы, море или сам Дворец. Такие расчеты водворить в жизнь можно было только при особенном рельефе, какой и являлась гора Могаби, имеющая ступенчатое расположение склонов.
Парк украшают уютные легкие беседки и мраморные скамьи, как бы предлагая уставшему путнику присесть и отдохнуть на лоне красоты открывающихся пейзажей. Среди многообразия газонов и деревьев взгляд невольно устремляется на искусно выполненные фонтанчики, а слух успокаивает легкое журчание струек воды, бьющих из фонтанов. От палящего солнца можно скрыться в воздушных конструкциях пергол, которые обвивают глицинии и розы, источая нежный аромат.
Ливадийская «жемчужина» после 1920
Увы, свою южную резиденцию Николай II с семьей посетили только 4 раза. Когда к власти пришла советская власть, в Ливадийском Дворце было решено открыть санаторий. Единовременно санаторий с названием «Ливадия» мог принимать 300 персон. Однако во время II Мировой войны дворцовый комплекс сильно пострадал: были сожжены Малый дворец и Свитский корпус.
Белый же дворец спасло само провидение. В феврале 1945 года в его стенах состоялась знаменитая Ялтинская конференция, на которой присутствовали лидеры «Большой тройки»: СССР, Англии и США. В Белом зале Дворца за переговорами о послевоенном устройстве мира собрались Сталин, Рузвельт и Черчилль. Именно здесь зародилась идея создания ООН – Организации Объединенных Наций.
В 1953 году это опять действующий санаторий «Ливадия», только уже на 400 мест. Через двадцать лет дворец частично переоборудовали в Музей, экспозиции которого посвящались Ялтинской конференции, а к концу XX века здесь появилась новая экспозиционная выставка о Романовых в Ливадии.
Сегодня Ливадийский дворец в Крыму является одновременно и местом для встреч политиков, и галереей художеств, и ареной для проведения массовых мероприятий и музыкальных конкурсов. Именно здесь можно прикоснуться рукой к истории и прочувствовать атмосферу доверия, нежной трепетности и взаимопонимания, которая существовала между членами царской семьи и последнего из российских императоров.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии