Массандровский дворец в Крыму
В Ялтинский округ входит поселок городского типа Массандра, украшением которого является дворец, построенный для императора Александра III. Оригинальный, выполненный в солнечных, приятных глазу, цветах, дворец напоминает чудесный терем из старинной доброй сказки. Однако первоначально он планировался в более сдержанном стиле. Череда переделок и перестроек преследовала Массандровский дворец в Крыму, как будто над ним висел злой рок. Почему же он считается самым таинственным из всех императорских недвижимостей на крымском полуострове?
Первые владельцы Массандровской виллы
Живописным местом на Южном побережье Крыма под экзотическим названием Массандра (в переводе с греческого «воинское поселение») первоначально владел некто Смирнов М.Н. Он же и построил здесь огромную дачу. Впоследствии вилла перешла в собственность куртизанки и авантюристки Софьи Потоцкой. Правда, в те времена она была уже уважаемой матроной и титулованной графиней, выйдя замуж за очень богатого графа Станислава Потоцкого – видного политического деятеля.
После смерти графини С.К.Потоцкой Массандровское имение стало собственностью ее дочерей – Софьи и Ольги. Затем им владела графиня Анна Михайловна Строганова (Воронцова по рождению). По странному совпадению после смерти Строгоновой владения перешли к однофамильцу графини по мужу – Воронцову Михаилу Семеновичу. К слову сказать, ему принадлежал лишь участок земли от Мартьяна до Ай-Даниля, остальное принадлежало его детям.
Воронцовы
Воронцов задумывает организовать винодельческое хозяйство, благо земля и климат позволяли выращивать здесь виноградники. Он начинает закладку виноградников, а заодно и строит винные погребы.
В Массандре он построил господский дом и церковь. Летний дом представлял собой постройку с воздушными верандами, которые окружали луга с цветущими растениями. Однако в 1870 году сильная буря нанесла значительный урон дому, и его пришлось перестраивать.
Сын Воронцова, Семен Михайлович доверил строительство дома Этьену Бушару – французскому архитектору, который предложил вместо дома построить дворец в духе средневековья. Однако Бушар планировал построить для Воронцова дворец изящный, хотя и строгий, как требовал тогда архитектурный историзм.
Заказчик просил построить дом для отдыха, поэтому никаких парадных помещений, все только для комфортного пребывания семейства. Сложность состояла лишь в одном – вписать романтический архитектурный ансамбль в характерный крымский рельеф, что французу с блеском удалось.
Он рьяно взялся за работу и самолично присутствовал при реализации проекта в жизнь. Строительство шло быстрыми темпами: и материалы исправно поступали, и архитектор был, что говорится, под рукой. Во дворце провели отопление, системы водоснабжения и вентиляции - оставалось дело за укладыванием кровли. Однако, как гром среди ясного неба, случилось несчастье - архитектор скончался. Он умер от простуды, которая сразила его буквально за неделю.
Но работы продолжались. И вот, когда уже и крыша была готова, и весь мусор был ликвидирован, оставалась только внутренняя отделка, новый поворот дела – умирает сам Воронцов Семен Михайлович, то бишь заказчик.
Это был 1882 год. Так и простоял Массандровский дворец почти 10 лет недостроенным. Сначала Массандрой владела супруга Воронцова, княгиня Мария Васильевна. Но после ее смерти все родовые имения поступили в собственность племянницы - графини Шуваловой Екатерины Андреевны, которая была замужем за Балашовым - Действительным Статским Советником.
Александр III в Массандре
В 1889 году Массандра и Ливадия была приобретена Удельным Ведомством Министерства Двора. Новый хозяин Массандры стал Император Александр III. Исполнить величайший заказ и достроить Дворец для Императора поручили петербургскому архитектору, уже известному в то время по ряду работ, Месмахеру Максимилиану Егоровичу.
Месмахер очень кропотливо работал над заказом, ведь ему приходилось не с нуля начинать работу, а доделать начатое, но так, чтобы это строение «вписывалось» в современные тенденции, а также по желанию заказчика не увеличивать объемы здания. Сложность состояла еще и возросших требованиях дворцовых порядков, которые нужно было «вместить» в скромный Массандровский дворец.
Зодчий выезжал на место строительства, знакомился с особенностями уже имевшегося строения и природных данных, консультировался со специалистами, отчитывался перед Императором. Наконец, в 1892 году проект был полностью готов и одобрен Высочайшим Заказчиком.
Месмахеру пришлось визуально расширить габариты дворца за счет больших балконов, террас и веранд, да и вестибюль на первом этаже он увеличил. Прибавилось еще две башни с южной стороны здания. Чтобы украсить наружные стены и сделать дворец более праздничным были сняты и перетесаны «старые» наличники, карнизы, обновлены орнаменты и разные скульптурные элементы.
В успешной работе Месмахера сильно помог его друг, тоже архитектор - О.Э.Вегенер. Кстати, Максимилиан Егорович выпросил высочайшего дозволения участвовать в строительстве Вегенера, и благодаря последнему, в ход шли архитектурные уловки, внедрялись новейшие техники и материалы с тем, чтобы сэкономить императорские средства.
Месмахеру и Вегенеру удалось при незначительных перестройках существующего здания, сделать его абсолютно другим, в духе нового времени. Серый Бушаровский камень стесали и облицевали приятно желтой плиткой. Зато Месмахер учел замысел французского архитектора сделать здание живописным, декоративным. Полученный стиль назывался «Большим стилем» или стилем Людовика XIII, которому были присущи характерные для позднего Ренессанса детали и намеренно вычурные элементы мебели и декорирования интерьера.
Увы, Дворец опять настигла неприятность. Хоть архитекторы и мастера и вписывались в положенные для строительства сроки, заказчик не увидел свой новый дворцовый комплекс. Осенью 1894 года в Ливадийском особняке от нефрита скончался Александр III. После его неожиданной кончины (император угас буквально за месяц) строительные работы отменили, в результате 3 этаж остался без декоративного оформления, во многих комнатах отсутствовала меблировка.
Массандровский парк
Месмахер кроме дворца спроектировал ту часть парка, которая прилегала к дворцу – ведь это должен быть единый ансамбль. Образовался внутренний дворик, на парапетах установили огромные декоративный вазы, появились большие арки с барельефами, устанавливались скульптуры и фонтаны.
Придворцовую часть парка украшали 29 скульптур львов, богов, наяд и сатиров и 6 декоративных ваз. Увы, вместо камня использовался еще и гипс, поэтому скульптурные изящные фигурки сегодня мы может увидеть лишь на старых любительских фото: многие пришли в негодность. Всего шесть статуй остались целыми до наших дней (2 сатира, 2 сфинкса, 2 дракона), остальные либо не сохранились вовсе, либо их пришлось снять ввиду сильных повреждений.
Что касается растений, аллей и дорожек, то они были заложены еще в бытность Ольги Нарышкиной (дочери Софьи Потоцкой), когда в Массандре работал Карл Антонович Кебах – известный тогда садовод и ботаник. Благодаря его профессиональному подходу к любимому делу, здесь были посажены кедры, кипарисы, можжевельник, фиги, маслины, цитрусовые деревья. Площадь парка составляет 42 га.
Дворец-Музей
Обидно, что Месмахер с таким старанием выполнил заказ Августейших особ, а во Дворец Романовы так и не переехали. Николай II с семьей больше предпочитали Ливадию, а в Массандру приезжали разве что на пикники да на охоту.
Дворец разрешено было осматривать солидной публике, которая могла себе позволить приобрести билет в конторе управления императорскими имениями. И хотя меблирован дворец практически не был, его внешняя красота привлекала эстетов. Затем с 1929 по 1941 года он был использован под санаторий для больных туберкулезом. Одно время здесь располагался завод виноделия «Магарач», потом это была государственная дача для партийцев, где отдыхал Сталин, потом Брежнев.
С 1992 года – это музей. Настоятельно рекомендуем, если будете в Массандре, обязательно посетите Массандровский дворец. В Крыму он является объектом № 2 после Ливадийского дворца. Это уникальный памятник прошлого, который заслуживает внимания хотя бы за то, с какой любовью и вкусом он был сделан: от интерьера до мелких архитектурных изысков. Несмотря на утерянные элементы, дворец смотрится очень оригинально и естественно на фоне крымских пейзажей. Желаем вам насладиться этой красотой!
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии