Старый Крым: достопримечательности
Официальным периодом возникновения Старого Крыма считается XIII век, однако в 1895 году была найдена надпись на древнем языке, которую датировали 222 годом н.э. Когда монголы завоевали Крым, он стал частью их Великого государства, вошедшего в мировую историю, как «Золотая Орда». Тогда город величали двойным названием Кырым-Солхат. Каждая из частей названия обозначала «ров», только «Кырым» - это слово золотоордынцев, а «Солхат» - генуэзцев.
Мы проведем небольшой экскурс в историю этого города, который находится на востоке Крымского полуострова. Ведь когда-то он был центром торговли между Азией и Европы, располагаясь на знаменитом Шелковом пути. Это было время активного роста и развития города под названием Старый Крым. Достопримечательности периода его расцвета сохранились и до наших дней – это мечети, медресе, караван-сарай.
Откуда такое название
Древнее название Крымского полуострова Таврика постепенно заменилось общим названием «Кырым». Отколовшись от Золотой Орды, на территории бывшей Таврики образовалось Крымское ханство. Завоевав генуэзцев, отпала от названия Кырым-Солхат его вторая часть. Теперь город стал называться Эски-Кырымом, что в переводе с крымскотатарского обозначало «Старый Кырым».
Ныне Старый Крым насчитывает почти 10 тысяч жителей, а в 1805 году перепись населения показывала ничтожно маленькое количество – всего 114 человек. Так получилось, потому что местное население покинуло город после того, как Крым стал частью Российской империи. Тогда и название ему дали новое – Левкополь, однако оно не прижилось.
Архитектура Средневековья
В архитектурном плане города ясно различается два важных его исторических и строительных периода: Средневековый и период Русификации. Средневековый относится к XII-XIV вв.н.э. Ярким примером того времени является мечеть Хана Узбека – величайшего правителя Золотой Орды. Именно при его правлении государство добилось наивысшей власти и расцвета. По оценке арабского писателя Ибн Баттута: «Он один из тех 7-и царей, которые величайшие и могущественные цари Мира».
В самом начале своего правления, в 1314 году, хан Узбек приказал заложить мечеть. Через 18 лет к ней добавили медресе – мусульманское духовно-просветительское образовательное заведение. Сегодня от него остались лишь руины, а прямоугольная древняя мечеть стоит и поныне, и является действующей.
Однако более древней на территории Старого Крыма принято считать мечеть египетского султана Бейбарса I, которую построили на его средства. Он был тюрком. В истории он заслужил себе громкое имя «Отец Победы». Именно в годы его семнадцатилетнего правления Египет превратился в могущественную державу, в которой непрерывно шло строительство каналов, дворцов, мечетей, укрепление границ и развитие науки, искусства, торговли и ремесла.
Годы правление Бейбарса приходятся на 1260-1277 гг. Чтобы навсегда увековечить свое имя, египетский султан одаривал богатыми подарками крымский Солхат. По его заказу и была возведена мечеть, получившая впоследствии его имя.
Юго-западнее от Старого Крыма, в 3,5 километрах от него находится монастырь Сурб Хач. Это армянское святилище было возведено в XIV веке, в период массового переселения армян с территории своей исторической родины в Старый Крым. Такая миграция была вызвана вытеснением местного населения монголами, тюрками и курдами. Армянам приходилось делать суровый выбор между рабством, истреблением и переселением на другие земли.
Монастырь Сурб-Хач в XVII-начале XVIII вв. становится центром паломничества Армянской церкви на Крымском полуострове и территории Северного Причерноморья: его границы достигают Молдавии и Балканского полуострова. Однако в 1778 священнослужители переселяются в Нижний Дон. Опустевший монастырь в конце XVIII века начинает свое возрождение силами Армянской Церкви. До 1917 года во владении Монастыря были весьма обширные земли, а в 1925 году Советская власть ликвидирует Сурб-Хач, как духовное заведение. В его стенах, как в те времена водилось, организовали пионерский лагерь и лечебный санаторий. Только в конце XX века монастырь возвращен Армянской Церкви и возобновил богослужебную деятельность.
Южнее монастыря Сурб-Хач сохранились развалины другого монастыря - Сурб-Степанос. Его возвели на дороге между Судаком и Солхатом чуть позже, чем Сурб-Хач. Сегодня по остаткам фундамента можно предположить о габаритах древнего святилища: ученые считают, что оно превосходило размеры Сурб-Хач. Раскопки, проводимые в 1994 году, дают основания предполагать дату строительства монастыря, как 1331 год. Официальная причина разрушения Сурб-Степаноса: землетрясения и оползни.
Российский период Старого Крыма
После присоединения Крыма к Российской империи началась его перепланировка, в том числе и Старого Крыма. В первую очередь перестраивались транспортные пути, например Центральная улица города, которая шла вдоль главной дороги направлением Феодосия-Симферополь. В XIX веке Центральную улицу, которая называлась Екатерининской, стали благоустраивать: она «обросла» новыми каменными строениями и жилыми домами. Респектабельные здания украшали не только ее, но и прилегающие к ней улицы.
В нижней части города было решено построить новый дворец к приезду Ее Величества – Екатерины II, собор и фонтан. Однако позже они были уничтожены. Но более всего Старый Крым известен так называемыми литературными объектами:
- Литературно-художественный музей – с 2001 года он становится частью заповедника «Киммерия М.А.Волошина»; экспозиции музея – исторические, этнографические, а также посвященные выдающимся людям, чья деятельность и личная жизнь были связаны со Старым Крымом;
- Дом-музей Александра Грина, основанный в 1960 году стараниями жены писателя Н.Н.Грин в честь 80-летия со дня рождения знаменитого супруга;
- Дом-музей Константина Паустовского – был открыт в августе 2005 года в честь 125 годовщины со дня рождения А.Грина, так как Паустовский был поклонником творчества этого писателя и приезжал в Старый Крым, дабы увидеть своими глазами, где жил и творил его литературный кумир;
- «Дорога Грина» - самый посещаемый туристами объект, представляющий собой обычную дорогу, по которой так любил гулять пешком в Коктебель писатель Александр Грин.
Сюда очень часто приезжали писатели и поэты, и просто известные люди: М.А.Волошин (поэт, переводчик и художник), Марина Цветаева с сестрой Анастасией, М.С.Заболоцкая (вторая жена Волошина, экскурсовод), В.А.Рождественский (петербургский поэт), Ю.В.Друнина (поэтесса), Н.М.Амосов (ученый-хирург) и другие.
Природные объекты
Старокрымчане чтут уникальный источник, названный в честь великомученика Святого Пантелеймона. Это место было известно еще в IV в.н.э. когда им пользовались язычники. Через несколько веков его чудесные свойства обнаружила совершенно случайно неизлечимо больная девушка, которой обычные лекарственные средства уже не помогали, зато омовение в водах источника «прекратило» прогрессирующую болезнь. В середине XX века святой источник местные власти решили упразднить и засыпали его песком, однако благодаря староверке К.В.Токаревой, которая в тайне ухаживала за святыней, она сохранилась.
Еще в конце XIX столетия рядом с источником решено было построить часовню: в основном для древней чудодейственной иконы Святого Пантелеймона и возможности проводить богослужения около святого места. Однако старая икона сгорела при пожаре в часовне. Тогда местные жители нашли ей «замену» - фамильную икону тоже Св.Пантелеймона. В 2001 году на месте старенькой построили новую часовню.
Старый Крым сегодня – скромный городок с небольшим по мегаполисным меркам количеством людей и предприятий. Однако сюда едут не только поправить здоровье в единственной здравнице, но и посмотреть на водопады в Монастырской балке, исследовать карстовые пещеры горы Агармыш, пройтись легендарной «дорогой Грина». И просто отдохнуть душой: целебный воздух и местные красоты воодушевляют к размышлениям о смысле жизни и о возвышенном.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии