Дом Мила в Барселоне - творение Гауди
Антонио Гауди был великим фантазером, которому Бог дал талант скульптора, архитектора и дизайнера. Свое дарование он посвятил Испании, и более всего – столице Каталонии. Однажды кто-то заметил: «Барселона невозможна без Гауди, Гауди – это Барселона». Точнее и не скажешь!
Наследие великого Гауди
Каса Мила или Дом Мила в Барселоне – творение Гауди, очередной его шедевр, который одни ругали, другим он пришелся по душе. Впрочем, к его творчеству всегда относились с долей скептиса, как к лепке или рисованию детей, которые еще неумело держат в ручках пластилин или карандаш. Так вот, Гауди был тем большим ребенком, который не разучился за годы своей разносторонней и удивительной жизни относится к миру с нежностью, иронией и открытым сердцем. Он хотел наполнить жизнь буйством красок, волнистых линий, диковинных орнаментов. Кто хотя бы раз бывал в парке Гуэля в Барселоне, понимает, о чем идет речь!
Ему удавалось в архитектуре все! Нельзя сказать, что с легкостью, ведь за каждой работой великого зодчего стоял кропотливый труд: наброски, математические расчеты, изучение пространства, стремление добиться совершенства. И, конечно, бурная фантазия, которой у этого диковатого человека было – хоть отбавляй!
Неожиданный заказ или история Каса Мила
Однажды, Педро Мила-и-Кампс – владелец арены для корриды в Барселоне – нанес визит своему приятелю Хосе Бальо. Тот как раз занимался переделкой своего дома на Пасседж-де-Грасиа. Это был знаменитый ныне Дом Бальо. А переделывал его Антонио Гауди, уже тогда известный своим неординарным подходом к архитектуре и ее линиям.
Педро Мила был под впечатлением от здания! И сразу сделал Гауди заказ на строительство доходного дома для себя. «Как он будет выглядеть?» - спрашивал дотошный заказчик у архитектора. Тогда зодчий скомкал лист бумаги с наброском дома и кинул его на стол: «Примерно так!»
Правда это или легенда, точно не известно. Зато известен год, когда Гауди приступил к работе нового доходного дома для Мила – 1906-ой. Архитектор занимался проектом практически пять лет. И проблема «долгого» строительства была вовсе не в Гауди, а в органах местной администрации, которые долго не принимали «изощренную» архитектуру. Да и сами жители называли очередной шедевр зодчего обидным словом La Pedrera, что означает «Каменоломни». Даже в газетах печатали карикатуры, изображая Дом Мила бункером или убежищем от землетрясения. Правда, сегодня каталонцы произносят Ла Педрера с гордостью.
Гауди не обращал внимания на «камни сарказма», брошенные в его «огород» другими, и продолжал делать то, что ему нравилось в жизни более всего – ваять. При строительстве дома для Мила он руководствовался идеей подвижной горы или подводной пещеры. Ну как ее можно было воплотить в архитектуре? Конечно, при помощи арт-нуво – стиля, сочетающего в себе плавные очертания, стремление к ассиметрии и даже отказ от прямых линий, которые так ненавидел Гауди.
Чисто «по-Гаудовски»
Творение архитектора – это железобетонная конструкция с несущими колоннами без несущих и опорных стен. Здесь уникально все: от внутренних двориков до крыши. Кстати, новаторские решетки на балконах Гауди отдал делать Жузепу-Марии Жужолю. С ним он работал уже не в первый раз и видел, как тот обожал эксперименты с металлом. Жужоль (кстати, он работал над проектом Испанской площади в Барселоне) тонко чувствовал, что хочет от него Гауди. Оценив идею нового проекта, он вдохновился природой движения водорослей в воде. Ему захотелось сделать что-то похожее из металла. Конечно, пришлось «попотеть», объясняя сталеварам, что от них требуется. В результате балконы Дома Мила украшают уникальные кованые решетки – импровизированные морские водоросли.
Впрочем, это здание все состоит из любопытных элементов. Например, крышу Гауди сделал волнистой, в «ритме» главного фасада, очень напоминающего перекаты волн. А причудливые статуи викингов на крыше – это ничто иное как оригинально «спрятанные» внутри них дымоходы. Смотрятся они, конечно, очень футуристично и являются обязательным элементом фотосессии туристов, которые захаживают на террасу крыши Дома Мила, фотографируются, осматривают местные красоты с высоты.
Некоторые элементы крыши здания выложены в технике тренкадис – это забетонированные фрагменты бутылок, керамики и гальки, которые делают пространство причудливым и оригинальным, по-Гаудовски. Кровля представляет собой целый «набор» мостиков, переходов, печных дымоходов, каменных лестниц и вентиляционных башен. Это настоящий «парк» футуристических скульптур и причудливых деталей.
Но Гауди уделял в доме внимание всему и даже мелочам. Он, например, решил, что в каждое помещение хозяйского дома должен поступать естественный свет. И тогда в любой из комнат появились окна, что для тех времен было несвойственно. Кстати, система вентиляции, которую разработал и воплотил в реальность архитектор, позволяет даже сегодня обходиться без кондиционеров. Как приятно в жаркий день находится в таком помещении! И как хорошо, что в доме предусмотрен подземный гараж – первый в Каталонии.
Очередной придумкой создателя являются подвижные межкомнатные перегородки, а также световые шахты, объединенные во внутренние дворики-патио. Выходящие сюда фасады здания украшены полихромной росписью. Внутренние дворики не производят впечатление затемненного пространства, окруженного стенами. В вечернее время оно залито ярким светом, который струится из больших окон жилого дома.
Проект дался архитектору Гауди очень сложно, хотя он им и остался очень доволен: пришлось придумать систему укладки камней с горы Монжуик, которая требовала дополнительного финансирования. Заказчик, конечно, не жалел денег, но «терпел» долгое строительство, скрипя зубами.
Дом Мила в наши дни
Сегодня в этом здании работают и живут обычные каталонцы, хотя некоторая его часть и выделена под туристические экскурсии. Зайдя внутрь, можно осмотреть большой зал бельэтажа, площадь которого 1 000 кв. м., чердачные этажи и террасу на крыше. Для посетителей Каса Мила также открыта целая квартира в стиле дизайна начала XX века.
Архитектура Каса Мила отмечена ЮНЕСКО, которая включила его в Список Всемирного наследия в 1984 году. Его необычность и оригинальность пришлась по вкусу другого знаменитого каталонца – Сальвадора Дали. Так случилось, что стиль модерн и его ответвление арт-нуво стал постепенно отходить как раз после смерти Антонио Гауди. Виток новой жизни ему подарил сюрреалист Дали, который отметил шедевральность архитектурного искусства Гауди в популярном журнале «Минотавр» в 1933 году. Кстати, больше всего Дали нравился Дом Мила, элементы которого он даже использовал в своем творчестве.
В 1956 году великий возмутитель спокойствия из Фигераса организовал в парке Гуэля народные гуляния в честь Антонио Гауди. Все средства, собранные на данном мероприятии, пошли на строительство Саграда Фамилия – невероятно красивого и самого узнаваемого собора в Каталонии, который строил в течение долгих лет каталонский зодчий, и строительство которого продолжается в наши дни. Посетив Каса Мила, у посетителей будет возможность заглянуть в маленький музей Антонио Гауди, где собрана уникальная коллекция плодов его творчества.
Отзывы, как добраться
Впечатления от Барселоны практически всегда позитивные и оптимистичные. И наиболее популярные для посещения туристов объекты – это творения Гауди. Примерно такого плана отзывы оставляют о его Доме Мила посетители: «обязательно рекомендуем», «очень понравилось», «море положительных эмоций». А теперь о том, как добраться до здания: доехать на метро до станции Diagonal, на автобусе до остановки La Pedrera, на поезде FGC до Provença. Вам нужен адрес в Барселоне: улица Provença, 261-265.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии