Жанна Д’Арк – национальная героиня Франции
С Францией связан образ одной девушки: трогательной и героической Жаннеты из Домреми, земли Лотарингской. Истории она более известна, как Жанна д’Арк или Орлеанская Дева. Эта юная особа сделала для Франции столько, сколько не смогли бы свершить и сто мужей. «Она небесное дитя Святой Природы», - писал Шиллер в своей романтической трагедии, посвященной Жанне д’Арк и тем историческим событиям, благодаря которым никому неизвестная француженка стала национальной героиней.
«Реальная история еще не написана»
Возьмется ли кто-нибудь сосчитать, сколько во Франции памятников Жанне д’Арк?!
- В Орлеане на площади Мартруа;
- В Вокулере;
- В Реймсе;
- В Домреми.
В Париже сразу несколько статуй: в Соборе Парижской Богоматери, у Собора Сакре-Кер, на улице Риволи, на площади Пирамид, на площади святого Августина. Ее имя незабываемо и французы бережно хранят о нем память. Жанну д’Арк увековечили в своих картинах такие потрясающие художники, как Зое-Лаур де Шатийон, Жюль Бастьен-Лепаж, Герман Антон Штильке, Говард Пайл, Гастон Бюсьер, Эжен Тирион. О ее подвигах писали романы и ставили фильмы.
Однако много раньше ее имя пытались втоптать в грязь. Ангерран Монстреле (1390-1453 гг.) – фламандский хроникер, служивший Люксембургскому дому, был современником Жанны. Он был лично с ней знаком и описывал ее деяния, как будто всегда находился рядом. Тем не менее, он же первый и разуверил общественность в том, что Жанна была девственницей. Он намеренно создавал образ «солдатской проститутки», тем самым обвиняя ее в изначальной лжи.
А ведь хроникой Монстреле в качестве источника впоследствии пользовались многие авторы. Куда же тогда девать результаты унизительного для девушки осмотра на предмет ее девственности, которому ее подвергли в Пуатье? Свидетельства же таковы, что девственность оказалась «подлинной и ненарушенной». Причем девушку осматривали в присутствии королевы Иоланды Анжуйской, тещи Карла VII, что является гарантией правдивости произведенного осмотра и его результатов.
Значит, Монстреле специально «опорочил» образ святой Девы (впрочем, как и многие другие псевдоисторики), тем более что на судебном процессе Жанны наряду с обвинениями ее в ереси и колдовстве было уличение в проституции. Как уместно здесь выражение нашего современника, журналиста Игоря Буккера «…что реальная история Жанны д’Арк еще не написана».
Принцесса по крови
Шло восьмое десятилетие Столетней войны, когда на свет в райском местечке Домреми (?) появилась хорошенькая девочка, которую окрестили Жаннет. Ее отец Жак д’Арк, мать Изабелла де Вутон, прозванная Роме, то есть римлянка. До сих пор ходят споры, какого рода был папа девочки. В те времена фамилия д’Арк была распространенной среди чуть ли не всех слоев населения: от крестьян до священников. По одной версии, Жак происходил из старинной дворянской семьи, но разорившейся настолько, что уже не могла выполнять феодальную службу. Тем не менее, папаша Жак имел в пользовании несколько наделов земли, что позволяло ему безбедно жить. К тому же он служил комендантом крепости и являлся старостой округа Вокулер. Фамильный герб у семьи имелся, но в силу прозрачных причин он утратил привилегии дворянского звания и не мог фигурировать, например, в состязаниях знатных вельмож. Это очень важная деталь, поскольку в 1429 году в Нанси Жанна участвовала в официальном турнире с копьем наперевес, а в таких состязаниях могли участвовать только люди, происходившие из благородных и знатных сословий. Кстати, герцог Лотарингский, восхищенный умением девушки держаться в седле, после турнира подарил ей великолепного скакуна.
Вторая версия, что отец Жаннет был зажиточным крестьянином, имевшим приличное угодье в 20 Га земли и хозяйство: пашни, луга, леса, скот. Большинство литераторов так и придерживалось этого предположения, хотя некоторые исследователи небезосновательно сходятся во мнении, что Жанна была – ВНИМАНИЕ! - внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской. Увы, будучи супругой короля Карла VI Безумного, она часто была…избита своим муженьком, который впадал в состояние агрессии. К счастью для королевы, у короля вскоре появилась «аллергия» на супругу и постоянная любовница, а у Изабеллы Баварской – любовник. Им оказался герцог Людовик Орлеанский, брат Карла VI. От этой счастливой связи у королевы родилась девочка, которую в силу незаконности рождения в архивных летописях упоминают, как мальчика, который как будто бы прожил меньше суток. Другие же историки склоняются к тому, что малютку отправили жить к приемным родителям, коими оказались очень дальние родственники д’Арки.
Дитя перевозили в Домреми со свитой офицеров и армейских сержантов в течение 10 дней, чтобы с ребенком ничего в дороге не случилось. А кормила его грудью свояченица Жака д’Арка – Жанна, то есть полная тезка нашей героини. Вот почему девочку называли Жаннет, а не Жанной – именем, которым ее нарекли при рождении.
Кстати, много лет спустя, когда осужденную Жанну спросили ее фамилию, она не смогла ее назвать, потому что не была кровной дочерью «своих» родителей. Зато постоянно твердила свое имя «Жанна Девственница». Все дело в измененной трактовке слова «девственница» или «дева», которое звучит, как «puella» или «pucellе». А это по-латыни означает «дочь», а вовсе не «девственница». А если еще присовокупить к этому тот факт, что архиепископ Амбренский писал Карлу VII о ней, как об Орлеанской Деве, хотя тогда еще было далеко до военных событий в Орлеане, то все становится на свои места. «Орлеанская» - значит, из известного рода Орлеанских, а говоря «дева», то есть «дочь», Жанна намекала на свое происхождение, что она дочь родителей королевских кровей.
Видения или галлюцинации
Большинство историков и литераторов описывают ее, как дочку пастуха. Что девочкой она-де пасла стада отцовских коров и овец, вышивала и помогала матери прясть. В свободное время она с подружками бегала к «дереву Фей», возле которого протекал родник - место почитания местных жителей еще с незапамятных времен, приходивших к ключу излечиться от недуга. Старый огромный бук с красивыми раскидистыми ветвями привлекал внимание Жаннет, которая часто приходила под его тенистую крону отдохнуть и поразмышлять. Среди местных ходили слухи, что лесные феи прячутся в ветвях дерева, откуда частенько слышны их голоса.
Жаннет была не единственной «дочерью» у родителей: у нее были два брата и младшая сестра. С самого детства она была окутана шлейфом загадочности и какой-то святости. Во всяком случае, ей приписывали эти «качества» многие летописцы. А вот соседи за ней ничего особенного не замечали, и говорили впоследствии, что она была такая же, как все. Тем не менее, Мария Йозефа Крук фон Потурцин отмечал в книге о ней, что «…когда она пасла коров на лугу…на стадо ни разу не напал волк…», а «…хищные птицы слетались и…садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба…»
В 12/13 лет у юной Жаннет начались видения. Она рассказывала, как к ней явились святые (действительно ли это были святые?) и говорили, что должна она стать спасительницей Франции. Они «настаивали» на ее ином пути, чем готовили для нее родители. Архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская «убеждали» девочку, что ей нечего бояться, ибо она избрана Богом. Она благоговейно слушала их речи и чувствовала внутреннее ликование от их голосов. Поверив в свои силы и уготованную ей Царем Небесным судьбу, она честно призналась своим родителям, что должна идти исполнить свой «долг», чтобы помочь дофину взойти на престол.
Историческая справка: Карл в 15 лет получил титул дофина и не мог претендовать на трон короля после смерти своего родителя. Его лишили этого права, ведь по сути он был внебрачным сыном Изабеллы Баварской. А теперь – ВНИМАНИЕ! Жанна тоже была дочерью королевы Изабеллы.
Бедный Жак д’Арк был в гневе: его дочь собирается стать воительницей – абсурд да и только. Уж не помешана ли его Жаннет? Он срочно решил выдать дочку замуж «подальше от греха», и даже нашел жениха. Но его доселе послушная девочка проявила характер и решительно отказалась от замужества.
Кстати, отцу Жанны не однажды снился сон, когда она еще была малюткой, будто взрослой едет она в окружении солдат в неизвестном направлении. Он не раз рассказывал этот сон своей жене, а Жанна все слышала. Тогда он не придавал ему значения, но после заявления дочери, что она должна ехать в Вокулер (чтобы убедить начальника местных войск Робера де Бодрикура обеспечить ей дорогу в Шинон, то есть к Карлу VII), был в бешенстве и говорил, «что лучше бы ее собственными руками утопил еще маленькой».
После переговоров
Девушку достаточно быстро допустили в королевский дворец! Скорее всего, по причине ее принадлежности к знатному семейству. (Вряд ли простую простолюдинку допустили бы на прием к дофину). По легенде, Жанна, не зная, как выглядит Карл VII, безошибочно его узнала среди многих, кто находился в тот момент в парадной зале замка. Якобы, все те же «голоса» помогали ей узнать его.
Но, известно, что Жанну встречал Луи II Бурбонский (церемонимейстер королевского двора), который легко мог «по дороге» рассказать о том, как выглядит дофин, и другие важные нюансы. К тому же Орлеанскую Деву явно ждали в замке, раз к ее приходу собрался весь «цвет» двора. Таинственная фраза, сказанная ею дофину наедине, явилась достаточным доказательством, чтобы Карл перестал в ней сомневаться.
Согласно хронике, Жанна проходит ряд испытаний, о ней собирают подробную информацию, в ходе чего богословская коллегия в Пуатье должна вынести относительно ее «подлинности» вердикт. В течение трех недель ее допрашивали, задавали множество вопросов, которые могли бы иную поставить в тупик, но ее ответы повергали в шок своей осведомленностью. К тому же, даже Карл VII и герцог Алансонский отметили, что она мастерски сидит в седле и знает распространенные среди знати игры, требующие совершенного владения оружием. (Разве могла этими навыками обладать обычная крестьянка?)
А по другим данным, сразу после переговоров с дофином ей специально сшили дорогие белые доспехи, оплаченные из королевской казны. А еще предоставили личные апартаменты, штат, секретариат, конюшню из 12 боевых скакунов, богатый гардероб. Жанне выдали специальный штандарт с золотыми лилиями, меч самого Карла Великого, «золотые шпоры» лично от Карла VII и высочайшее разрешение командовать отрядами.
Орлеан
Еще в Пуатье Дева обрела настоящего друга и наставника в лице Жана д’Олона – оруженосца, которому дофин поручил охрану Жанны. Он был бок о бок с ней и не раз был свидетелем, как мужественно она вела себя в боях, как воодушевляла воинов на новые сражения.
Королевские войска собрали в Блуа и двинулись они в Орлеан. Первая одержанная Жанной победа произошла на подступах к бастиону Сен-Лу, а затем они следовали одна за другой. В результате чего англичанам пришлось ретироваться. Всего 9 дней понадобилось гордой француженке для того, чтобы освободить город от неприятеля. А ведь он был в осаде более полугода, когда французские солдаты уже устали от кровопролития. Она будто «вдохнула» в них жизнь. Кстати, многие ее соратники, главнокомандующие (как Жан Алансон, например) отмечали, как она умела выстроить войско, сказать нужные слова воинам, как мастерки владела оружием и была осмотрительной в действиях, как если бы командовала армией 20 или даже 30 лет.
Наполеон Бонапарт, который уж точно понимал в военной тактике и стратегии, говорил о Жанне, как о «французском гении», который «может творить чудеса, если свобода в опасности». День снятия с Орлеана осады, навсегда вошел в историю Франции. С тех пор каждый год 8 мая жители Орлеана отмечают свой главный праздник.
От славы до костра
А после Орлеана Жанна отправилась в Лош, где 11 мая 1429 года ее встретил растроганный Карл VII. Он обнял склонившуюся перед ним воительницу, что означало великую честь и уважение к ее заслугам. Затем состоялась коронация Карла VII. Кстати, именно Жанна настояла на том, чтобы церемония произошла в Реймсе – городе, где столетиями короновались французские монархи. После этого популярность Орлеанской Девы возросла невероятно, и ровно год она пребывала в лучах славы.
Это уже потом она попадет в «лапы» англичан, которые за 10 тысяч золотом «купили» ее у бургундцев, державших девушку в плену, и предали ее суду. Юная Жанна осталась один на один со 132 членами трибунала, которые обвиняли ее в ереси, колдовстве, ношении мужского платья. Сколько вопросов ей было задано, сколько «ловушек» расставлено, но Жанна-христианка держалась стойко и отвечала логично, в полном сознании и с чувством собственного достоинства, не выказывая суду и доли неуважения. Судей же восхищала ее выдержка! «Великий ученый – и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали».
Юную деву никак не могли, говоря современным языком, схватить на слове, тогда трибуналу «пришлось» действовать хитростью и обманом. Девушке пригрозили костром, если она останется верной себе, и она отреклась. На несколько часов!!! А потом заявила, что поступила предательски по отношению к себе, своей Вере и своему Королю, потому что испугалась смерти. Но отныне она Ее не боится!
Жанне вынесли смертный приговор через сожжение. 30 мая 1431 года в городе Руане на городской площади развели огромный костер…
«Страсти Жанны д’Арк»
Мифы о Жанне д’Арк существовали еще при ее жизни, а со временем они приобрели различные оттенки, направления, героический фон и реальное оплевывание ее образа. Немаловажную лепту в современном видении героизма юной француженки является кинематограф. И здесь в первую очередь надо упомянуть немую кинокартину Карла Теодора Дрейера, снятую в 1928 году – «Страсти Жанны д’Арк». У режиссера на руках был готовый сценарий к фильму, когда в его руки попали настоящие судебные документы допросов и протоколов. Суть их произвела на Дрейера такое сильное впечатление, что он решил переделать сценарий полностью, основываясь на действительных архивных источниках.
Карл Теодор тщательно подыскивал актрису на главную роль. И, наконец, в одном из театров он обнаружил Рене Фальконетти, которая до этого никогда не снималась в кино, а играла исключительно на сцене. К слову сказать, роль Жанны для нее была единственной в кинематографе. Работать с Дрейером было очень интересно и ужасно сложно, а его повышенные требования и методы работы привели Фальконетти к нервному срыву. После завершения съемок она долго лечилась и приходила в себя. (Кстати, актриса была похоронена на кладбище Монмартр, что само по себе является данью уважения ее великому таланту).
Фильм Дрейера признан специалистами жемчужиной мирового кинематографа, а игра Фальконетти «лучшей актерской игрой, когда-либо заснятой на пленку». Как заметил один сегодняшний зритель: «Когда я смотрел фильм, я не знал, что мне делать - то ли смеяться, то ли рыдать. Но то, что он выворачивает душу наизнанку – это точно». И ведь фильм черно-белый, немой, с полным отсутствием каких-либо спецэффектов!
Вокруг этого фильма разгорались действительно страсти: киновед Джонатан Розенбаум назвал его «вершиной немного кино», а кинокритик Жак Лурселль «узким и ограниченным видением» образа Жанны. Такую полярность можно объяснить гениальностью режиссера и талантливой игре героев, в первую очередь Рене Фальконетти, которая своими эмоциями «взрывает» мозг зрителя. Дрейер прибегнул к новым приемам, таким как актерская игра без грима, крупный план и применение особой пленки, когда все огрехи кожи актеров с ее трещинками, порами и морщинами отчетливо видны, и вызывают отвращение своей «обнаженностью». Кстати, англичане запретили этот фильм к показу, якобы в нем английские солдаты выглядят бездушными садистами.
Фильм «погибал» несколько раз, по роковой случайности – в огне, как и его главная героиня. В 1981 году в Норвегии, в ословской психбольнице были обнаружены коробки с пленкой. После их исследования, комиссия Норвежского института кино установила, что перед ними копия сгоревшего оригинала. Может, это намек человечеству, что Правда не может сгореть?!
P.S.
Есть мнение, что Жанна счастливо избежала казни, а вместо нее сожгли другую женщину: то ли колдунью, то ли еретичку, то ли преступницу. Так это или нет, пусть разбираются историки. Но та Жанна, память о которой жила и живет в сердцах французов, была причислена к лику Святых. Это произошло чуть меньше ста лет назад – 9 мая 1920 года. Решение о ее канонизации огласил Папа Бенедикт XV.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии