Археологический музей Ираклиона
Если гости Ираклиона располагают 3-4 часами свободного времени, они могут их провести с пользой для себя. Ведь наверняка, будучи на Крите, они будут осматривать знаменитый Кносский дворец? Так вот, посещение Археологического музея Ираклиона — логическое продолжение его осмотра. А у многих посетителей впечатлений от музея остается даже больше, чем от древнего дворца, заманивающего тем, что в нем как будто в древности обитал легендарный Минотавр.
Мировая сокровищница экспонатов минойской цивилизации
Чем же так занимателен Heraklion Archaeological Museum? Конечно, историей! И своей, и тех экспонатов, что в нем хранятся. В подлинности их не стоит даже сомневаться, так как в музей попадают исторические артефакты прямо с раскопок, организованных по всему Криту.
Коллекция музея — ювелирные украшения, предметы быта и туалета, статуэтки, настенные росписи, фрески. И самое главное, что они представляют Минойскую цивилизацию и Последворцовый период. Чтобы было понятнее, находки музея датируются примерно 5000 — 1700 до нашей эры. Неплохо, правда? Любители истории останутся под впечатление от «содержимого» музея. Да и знающие люди оценивают критский музей, как самый лучший в Греции и в Европе по количеству и «качеству» экспонатов, связанных с минойской эпохой.
История возникновения весьма занимательна. Жил-были два археолога Йозеф Кадзидакис и Стефанос Ксантудидис. Занимались они своей любимой работой — раскопками на Крите, тем более что артефактов на острове хоть отбавляй. Однажды они решили, что находок, относящихся к минойской цивилизации, собрано уже достаточно, чтобы создать музей. Многие находки совершались «случайно», местными жителями, и «отправлялись» не по назначению: древние орудия труда крестьяне…переплавляли, чтобы сделать из металла инструменты для текущей жизни.
Йозер Кадзидакис лично заинтересовался одной из пещер в Аркалохори — городке близ Ираклиона — откуда детишки «таскали» удивительные вещи. Например, они нашли золотой лабрис. Двойные топоры древние использовали для совершения ритуалов или в боях. Лабрисы были широко распространены в догреческой цивилизации. При раскопках на Крите их нашли большое количество, некоторые из них превышали человеческий рост. Ученые считают, что носительницами лабрисов в минойскую эру были Богини и их жрицы. Так как лабрис имеет сходство с бабочкой, то некоторые интерпретировали его, как символ Материнства или ассоциировали с Душой, которая выпархивает из тела, как бабочка из кокона, в момент смерти. Кадзидакис организовал раскопки в 1912 году в Аркалохори, и нашел в пещере много чего интересного — мечи, кинжалы и другое.
Но это уже было после. А в 1904 году для уже собранных к тому моменту артефактов требовалось отдельное здание. Для него выбрали старинный монастырь Святого Франциска. В 1856 году он был частично разрушен землетрясением, но в период, когда островом владели венецианцы, он считался самым богатым и значительным католическим храмом.
В 1937 году, дабы «укрепить» здание музея против возможных сейсмологических явлений, его подвергли перепланировке. Работами руководил архитектор Патроколос Карантинос. Здание укрепили, но оно все же было повреждено. И не от землетрясения, а от снарядов гитлеровцев во время Второй Мировой войны. После музей восстановили, и он вновь открыл свои двери для посетителей в 1952 году. А еще через 12 лет, его расширили за счет дополнительно пристроенного крыла.
Экспонаты
Сокровища музея бесценны. Взять хотя бы его «жемчужину» — бронзовый диск, который нашли при раскопках в городе Фест. Археологические работы проводились под руководством итальянского археолога и эпиграфика Федерико Хальберра летом 1908 года. В его экспедиции участвовал Луиджи Пернье. Именно он нашел Фестский диск.
Находка представляет собой круглый предмет, на двух сторонах которого выдавлены рисунки-иероглифы. Предположительно, так выглядел алфавит древней минойской культуры. Однако часть ученых ставит под сомнение, что это «письмо», так и то, что «оно» достоверно.
Диск нашли в тайнике, под толстым слоем извести. В ячейках тайника находился пепел, земля, бычьи кости. Рядом лежала табличка линейного письма А — стиль критско-минойской письменности, существовавшей до XV века до нашей эры. Результаты дешифровки не дали никаких результатов, и что «написано» на Фестском диске до сих пор неизвестно.
«Центральные» экспонаты музея, которым дали названия в соответствии с тем, что они собой представляют:
- «Богиня змей» — скульптура женщины, которая в руках держит двух змей;
- «Голова быка» — стеатитовая скульптура с глазами из хрусталя и яшмы и деревянными с позолотой длинными рогами (приблизительно XVII-XV вв. до н.э.);
- «Пчелы» — доставленный из Малии гребень в виде двух пчелок, несущих мед;
- «Игра с быком» — фреска XVII-XV вв. до н.э., изображающая бегущего зверя и трех акробатов, один из которых «кувыркается» на спине у быка;
- Саркофаг из Агиа Триады с изображенными на его стенах фрагментами погребальной церемонии;
- «Парижанка» — фреска с изображением женщины в профиль.
И несколько cлов в завершении…
Многие экспонаты сохранили первоначальные краски. Все они располагаются в 27 залах, на двух этажах музея. И больше всего поражает, сколько всякой утвари сохранили недра земли в прекрасном виде. Ведь мы «привыкли», что от древности «остались» лишь палки, топоры, простейшие орудия труда и быта, кости. А когда своими глазами видишь ювелирные украшения, сделанные с филигранной точностью (это в те-то времена!!!), глиняную посуду, оружие, то восторг переполняет душу. Опять же, экспонаты дают возможность оценить, что для древних считалось эталоном красоты и статусности.
Авторы музея — профессионалы, и представили коллекцию в хронологическом порядке. Посетители могут также посмотреть мультимедийные ролики, сфотографировать некоторые экспонаты, заказать услуги экскурсовода — с профессионалом прогулка по музею будет более познавательной. В здании есть кафе и бесплатный туалет.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии