Археологический парк Пафос
Кипр считается родиной Афродиты. К его берегам в районе пляжа Петра-ту-Ромиу подплыла прекрасная богиня. Это недалеко от города Пафос, на территории которого находится множество следов древней цивилизации, в том числе Археологический парк. Пафос, во многом благодаря ему, занесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1980 году.
Сенсационное открытие
А началось все с того, что один везунчик – местный фермер – решил вспахать свой участок земли. Его трактор натолкнулся на интересную находку – фрагмент старинной напольной мозаики. Фермер рассказал местным властям, а те в свою очередь призвали археологов выяснить, что это такое. Те приехали и ахнули: мозаика действительно была очень древняя. Однако требовались дальнейшие археологические исследования, чтобы явить ученому миру то, что сокрыто под землей.
Что стало с бедалогой-фермером история умалчивает. Скорее всего, ему разъяснили, что теперь на его земле будут вестись раскопки, а он пусть займется своими делами где-нибудь в другом месте.
Археологические работы велись более 20 лет: ученые приезжали со всех концов света, чтобы пролить свет на сенсационное открытие. Оказывается, под землей в прекрасном виде сохранились древние жилые постройки, стены города, улицы, мосты, храмы и базилики. Одним словом, перед ученым людом предстала часть полиса, существовавшего в II-III веках нашей эры. А мозаика была частью напольного покрытия богатых вилл, не утратив за столько лет яркости красок и рисунка. Что же еще обнаружили ученые-археологи?
Вилла Диониса
Когда-то это был богатый и огромный дом, принадлежащий местному горожанину Неа-Пафоса. Ученым удалось установить, что сооружение из 40 комнат было выстроено во II веке нашей эры на фундаменте еще более древней постройки. Руины дома представляли собой центральную часть (атриум) с выходами в другие помещения. В каждой зале свой неповторимый мозаичный рисунок: от простого геометрического в скудных тонах до красочного произведения искусства. От здания сохранились только полы, стены и потолки были разрушены во время череды землетрясений в IV веке.
По мозаичному покрытию виллы Диониса можно проследить эволюцию технологии создания мозаики, когда рисунок стали выкладывать из мельчайших частичек гальки, мрамора, стекла, с использованием каменной или известняковой подложки. Сочетание нескольких материалов давало возможность выложить красочный и объемный рисунок.
Примечательно, что огромные мозаичные панно на полу (всего их площадь в доме Диониса составляет 556 кв. метров) заказчик скорее всего выбирал по представленному «каталогу» рисунков. Отдельные части картины собирали подмастерье, а за самую сложную ее часть брались мастера. Профессионалам своего дела приходилось выполнять филигранную работу: составлять из мелких деталей изображения людей и животных с плавными линиями, которые в точности передавали движение или определенную позу.
На полу старинной виллы можно увидеть персонажей мифологии: чидовище Скиллу, Дельфинов, Нарцисса, самого Диониса. Так умело и эстетично передать формы и линии человеческого тела, движения птиц и животных, «чувства» персонажей, могли только люди, обладающие незаурядными художественными способностями.
Гуляя по дому Диониса, нужно отдать должное античным системам инженерно-технических коммуникаций. Оказывается, в древности люди пользовались и проточной канализацией, и водопроводом. Продуманность этих коммуникаций не уступает современным системам водоснабжения и стока.
Дом Тесея
Следующей грандиозной постройкой для осмотра в Археологическом парке Пафоса является Дом Тесея – того самого, кто по легенде убил жестокого Минотавра. В III столетии нашей эры в нем проживал проконсул – представитель римского императора, которому по должности необходимо было иметь роскошную резиденцию. Дом проконсула был огромным – 100 комнат на площади 9600 кв. метров. После землетрясений он был разрушен, затем восстановлен, а в VII веке подвергся вандализму со стороны арабов.
Наверняка, вы догадались, каков основной сюжет мозаичного панно в Доме Тесея? Конечно, она посвящена легенде о лабиринте на острове Крит, где обитал ужасный Минотавр, в пещеру которого отправляли в качестве жертв прекрасных юношей и девушек. Панно выполнено в форме круга с изображением нескольких персонажей внутри: Тесея, повергнутого им чудовища, двух женщин (Ариадны и дамы-олицетворения острова Крит), старца (бог Лабиринт). Несколько мозаичных картин дома демонстрируют сюжеты из жизни и бытия Ахилла.
Дом Эона
Следующее интересное здание, вернее - его руины, находится напротив дома Тесея. Он принадлежал богатому человеку, о чем говорят два факта: соседство с римским проконсулом и стены, украшенные богатыми фресками. Кстати, в этом здании несколько стен уцелело.
Самым ценным в доме является напольное покрытие его центрального помещения, служившего залой для приемов. С помощью очень мелкой цветной мозаики древним мастерам (IV век) удалось сделать объемные изображения на полу: людей, животных, птиц, растения. В самом центре панно изображен бог времени и вечной молодости – Эон. Именно эта картина послужила поводом для оригинального названия дома.
Дом Орфея
Археологическими исследованиями руин дома Орфея начали заниматься лишь в 1982 году, хотя они были найдены много раньше. Увы, за это время ценные артефакты были растащены, а материал развалин использовался в качестве строительного материала. От Дома Орфея фактически остались только: спальни с земляным полом, приемные и термы с мозаикой на полу.
Ученые датировали возведение здания II веком н.э., поэтому его мозаика более «примитивная», чем в доме Эона. Дом Орфея принадлежал римскому гражданину Титу Гаю Реституту. А современное название Дом Орфея – это лишь дань центральному персонажу мозаичного пола, где на лоне природы и фауны изображен юноша, играющий на лире.
Саранта Колонес
На территории парка находится замок Саранта Колонес. Его построили в VII веке, но впоследствии сооружение несколько раз было разрушено и отстраивалось вновь. В последний раз это произошло в XII веке, когда замок приказал восстановить сам король Ричард Львиное Сердце.
В народе замок получил название «Сорок колонн» (столько гранитовых колонн насчитывали первые крепости). Два ряда крепостных стен защищали от неприятеля, помогал еще и глубокий ров возле крепости. Внутри нее располагались хозяйственные и военные постройки.
В 1222 году на острове случилось землетрясение, сровнявшее крепость с землей. Все что осталось от замка Сорока колонн – это руины крепостной стены, ворота и части построек.
Другие исторические сооружения парка
На территории исторически-археологического парка, который также называют музеем под открытым небом, ученые нашли еще несколько сооружений. Как известно, в античных полисах особым местом был так называемый Форум, или городская площадь. Вся общественная жизнь проходила на ней: встречи, общение, праздники; здесь велась торговля. Площадь представляла собой ровный участок земли прямоугольной формы, выложенный каменными плитами. Археологи пришли к выводу, что Агору построили во II веке н.э. Площадь находилась в центре города, а по ее краям были расположены правительственные здания.
Городским местом развлечения древнего полиса служил амфитеатр, или Одеон. В нем могло одновременно разместиться более 2 000 человек. После землетрясений IV века Форум, Одеон и другие сооружения города были разрушены. 25 рядов для зрителей амфитеатра сохранились до наших дней в плачевном состоянии, только 11 из них удалось отремонтировать. И сегодня в Одеоне проходят зрелищные мероприятия, а зрители рассаживаются на отреставрированные древние скамьи, чтобы посмотреть балеты или спектакли, сюжеты которых взяты из древнегреческих трагедий.
Еще одно античное сооружение – Храм Асклепия. Так звали бога врачевания в Древней Греции. Храм был возведен во II веке до нашей эры. Он состоит из нескольких помещений и этажей. В Храме проводилось обучение начинающих лекарей - они могли тут же попрактиковаться на больных, которые нуждались во врачебной помощи и обращались за ней в храм. Одно из помещений храма посвящено богу Аполлону.
Маяк Пафоса расположен около Одеона в Археологическом парке. Это сооружение не является античным, и было построено в 1888 году. Чтобы подойти к маяку и увидеть с его высоты изумительный вид на парк и на весь Пафос, нужно пройти все парковые сооружения.
Археологический парк Пафоса – это целый комплекс сооружений, обнесенных ограждением. В нем и сегодня ведутся раскопки. Этот музей под открытым небом – уникальная возможность современного человека прикоснуться к истории Кипра и Человечества: посидеть на античной скамье, потрогать каменную колонну, сделанную несколько столетий назад, посмотреть с маяка на море – древнейшую субстанцию земли.
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии