Саграда Фамилия в Барселоне - Собор Святого Семейства
«…При жизни труд Гауди не ценили:
Одни, пожав плечами, уходили.
Другие же, слова не тратя даром,
Назвали храм тот «каменным кошмаром»...»
(Натали Сильвенер «Памяти Антонио Гауди»)
Нет предела совершенству! Это первое, что приходит в голову, когда взору предстает величественная, устремляющаяся далеко ввысь, вызывающая в душе бурю эмоций и восторга, Саграда Фамилия. В Барселоне Собор Святого Семейства собирает неизменно громадное количество посетителей, хотя главным епархиальным храмом все же следует считать Собор Святого Креста. Искупительный храм Святого Семейства - это католическая церковь, и строительство ее ведется уже 130 лет, включая сегодняшний день. По оценке специалистов, закончат его только в 2026 году. Правда, в 2008 группа из 400 человек протестовала против дальнейшего строительства, рассматривая его как «насмешку» над творением гения в угоду туристической индустрии.
Гротескное творение Гауди
Собор Саграда Фамилия в Барселоне – это «лебединая песня» великого каталонского зодчего, гения архитектуры Антонио Гауди, и, пожалуй, работой всей его жизни. За созданием этого великолепного объекта архитектор проводил дни и ночи, в одной из частей сооружения жил и работал, а когда умер, его похоронили в крипте, которую сам и возводил: «…Под куполом обрел последнюю обитель и навсегда Собора стал Хранитель…».
Да, автором Церкви Сограда считают Гауди. Того самого зодчего, без которого невозможна была бы современная Барселона. Множество построек в этом городе сотворил именно он:
- Дом Висенс (кат.Casa Vicens);
- Дом Мила́ (кат.Casa Milà);
- Дом Бальо́ (кат.Casa Batlló).
Но с данным проектом зодчий начал работать, когда были готовы чертежи, заложен первый камень в основание и почти достроена апсида. Почему же строительством вплотную занялся молодой и пока не очень известный Гауди, а не дель Виллар, разработавший первоначальный план храма?
Как все начиналось
История возведения Собора началась с того, что в 1872 году Джозеп Мария Бокэбелла – продавец религиозных книг и основатель Духовной Ассоциации Приверженцев Святого Иосифа – посетил Ватикан. Вернувшись домой под впечатлением от грандиозной архитектуры, он вознамерился построить искупительный храм в Барселоне. «Кинули» клич в массы, чтобы верующие и все, кто хотел и мог, сдавали деньги на новую церковь. Пожертвования потекли рекой, и довольно быстро была собрана сумма, необходимая для приобретения земли под будущую церковь. Для нее выбрали место на окраине Барселоны – Эшампль. Это был бедный район, где проживали крестьяне, стояли редкие лачуги, на каменистой земле паслись козы.
Бокэбелла был идейным вдохновителем проекта, а Джоан Марторэлл (архитектор и проектировщик по образованию) был его советчиком в плане архитектурных нюансов и особенностей. Но главным архитектором проекта назначили знатока псевдоготики – Франсиско де Паула дель Виллар-и-Лозано. Очень скоро у него возникли разногласия с Марторэллом, и Виллар, сославшись на нездоровье и пожилой возраст, удалился с проекта. Дальнейшее строительство поручили неизвестному тогда Антонио Гауди – помощнику Виллара, с которым он работал одно время.
Есть легенда, что главный заказчик церкви сеньор Бокэбелла видел во сне, будто храм достроит человек с голубыми глазами и светлыми волосами. Тридцатилетний Гауди «подходил» под это описание. И к тому же, он сразу согласился на условия заказчика, что и следовало ожидать от любознательного и увлеченного своим мастерством архитектора.
Гауди решил идти своим путем
Не имея четкого плана, Гауди воплощал свои идеи прямо на строительной площадке. Он приступил к проекту в 1883 году, когда уже были сооружены стены крипты. Первым делом он достроил подземную часовню, но вдруг передумал следовать неоготическому плану Вильяра и решил полностью изменить его. К удивлению заказчиков, на месте строительства вдруг стали «вырастать» узкие башни, диковинные колонны. Инвесторы отказались вливать деньги в столь странный проект, отличающийся от первоначального.
Гауди был растерян и расстроен: неужели объект, которому он уделял столько сил и времени, так и не будет построен?! Спасали от разочарования заказы, приходящие с другой стороны. И в этом ему очень помогал граф Эусеби Гуэль, который рекомендовал своим знакомым талантливого зодчего. Гауди, как всегда, с головой уходил в новые проекты, и в тот период «на свет» появились такие его творения, как:
- Дворец Гуэля (Барселона);
- Дом Ботинес (Леон);
- Дом Кальвет (Барселона);
- И другие сооружения.
Через несколько лет на дальнейшее возведение храма неожиданно была пожертвована крупная сумма денег, и можно было продолжить строительство. Есть версия, что якобы в этот раз проект профинансировал друг Гауди, поклонник его творчества и постоянный заказчик – Эусеби Гуэль. С одной стороны, в его планах уже было строительство нового города-сада (который впоследствии стал парком Гуэля), и архитектором его граф видел только «проверенного» в работе друга. В тоже время он понимал, что Церковь Саграда стала для Гауди самым грандиозным заказом, то есть тем уникальным шансом, который выпадает в жизни лишь раз.
Новый виток в строительстве церкви
Как бы то ни было, но архитектор с энтузиазмом взялся за прерванный проект. Времени на строительство ему отводилось совсем ничего – каких-то 18 лет. Сначала он стал возводить фасад Рождества, который украшали высокие башни. Затем принялся за апсиду с симпатичными башенками. Вместо гаргулий, которыми было принято украшать водосточные трубы готических сооружений, как в Нотр-Дам-де-Пари в Париже, Гауди разместил на них ящериц, птиц и улиток, и велел окрасить их в яркие цвета.
Один за другим появлялись новые элементы Саграды:
- Клуатр вдоль всего храма;
- Часовня Святой Девы Розарии;
- Скульптуры и барельефы на фасаде Рождества;
- Колокольни с колоколами, звон которых должен был звучать в унисон 5-и церковных органов.
С колоколами Гауди долго «возился». Он хотел добиться небывалого эффекта от их звучания, говоря так: «Я хочу, чтобы сама природа здесь славила Бога». Однако срок строительства истекал, деньги заканчивались, а Гауди все еще занимался первым фасадом – восточным. А их планировалось еще два: западный фасад Страстей Христовых и южный фасад Славы.
По замыслу архитектора фасад Рождества был посвящен рождению Спасителя, поэтому был обращен на северо-восток, откуда восходит (рождается) солнце. Выше двери возвышается наверх Древо Жизни, по обе стороны от которого находятся четыре башни-колокольни:
- Башня Апостола Матфея;
- Башня Святого Варнавы;
- Башня Апостола Фаддея;
- Башня Симона Кананита.
Гауди успел увидеть только одну из них законченной – Башню Святого Варнавы, первую с левой стороны фасада Рождества. Внутри нее есть лестница, винтовая и без перил, при подъеме по которой возникает ощущение, будто крутишься вокруг собственной оси. Остальные башни выполнил последователь Гауди – Доменик Суграньес, уже после смерти своего учителя.
Антонио Гауди много времени уделял мельчайшим деталям сооружения. Для наиболее правдивого изображения людей и животных, он использовал своих работников, которые ему «позировали», а еще тех, кого он встречал на улицах, в тавернах. Так, образом для Центуриона в сцене «избиения младенцев» стал местный выпивоха, у которого был завидный рост и от рождения шесть пальцев на руках. Чтобы изобразить птиц, Гауди снимал гипсовые слепки с настоящих кур и индеек, которых временно усыплял хлороформом.
Последние годы мастера
Для Гауди Саграда Фамилия стала смыслом жизни. Он отказался от зарплаты, а затем начал тратить на ее строительство свои средства, полученные за другие проекты. Его считали сумасшедшим, ведь он продал свой домик, призывал толстосумов к пожертвованиям. Но жертвовали деньги на храм только люди не богатые, но верующие, а стало быть, строительство продвигалось непомерно медленно.
Не обладая хорошим здоровьем с детства, Гауди перебрался жить в крипту собора, где от сырости и ночных сквозняков у него разыгрался ревматизм. Ему все сложнее стало рисовать: стала отказывать рука. Да еще и другие несчастья посыпались на голову зодчего: умер отец, затем племянница, уходили в мир иной его близкие. Скончался Гуэль, а вместе с ним закончились остальные заказы для Гауди. Свои невзгоды зодчий переносил на «полотно» собора. Так он «разговаривал» с миром и Богом!
Понимая, что не успеет доделать собор при жизни, Гауди оставил макеты, чертежи, схемы и рисунки для следующих архитекторов Саграды Фамилии. Ими стали:
- Доменик Суграньес и Франсиск де Кинтана – завершили первые четыре колокольни;
- Исидрэ Пуч Боада;
- Льюис Бонет-и-Гали, возглавивший проект в 1971 году;
- Жорди Бонет-и-Арменголь – принял проект в 1985 году.
В 1986 году Хосе Мария Субиракс взялся за завершение фасада Страстей Христовых. Сначала он тщательно изучил скульптурное наследие Гауди, и уже после изучения приступил к работам. Именно ему принадлежат трагические сцены Тайной Вечерни и Распятия Христа.
Но работы продолжаются и сегодня. В них участвуют упомянутый Хосе Мария Субиракс и другие мастера архитектуры. Однако в 2000 году Папа Римский Бенедикт XVI признал Кафедральный Собор Барселоны пригодным для совершения церковных служб и освятил его.
Грандиозное наследие Гауди – человека, который тихо ушел из жизни
Величественное сооружение и сегодня поражает воображение каждого, кто впервые увидит Собор Гауди в Барселоне – так благоговейно называют барселонцы Храм Святого Семейства. Но когда строительство будет завершено, а это власти города обещали к 2026 году – к 100-летнему юбилею со дня смерти Антонио Гауди – зрителям предстанет уникальное сооружение, и 18 башен "вознесутся" к небесам. Их общее количество не случайно: 12 Апостолов, 4 Евангелиста, Богоматерь и Христос.
Несмотря на гигантскую высоту самой высокой башни, она не превышает уровень горы Монжуик. Гауди, будучи глубоко религиозным человеком, считал, что его творение не должно превышать Творение Бога.
*****
Летним днем 1926 года, ближе к вечеру, Гауди направлялся со стройки в церковь Сан-Филипп Нери. Он шел неторопливо, весь погруженный в свои мысли. Окинул взглядом любимое детище Саграду Фамилию, и собирался идти дальше, но мощный удар чего-то железного свалил 73-летнего старика. Он даже не заметил, как на него надвигалось новое чудо-техники – трамвай.
Его отвезли в больницу для бедных: никто и не предполагал, что этот сгорбленный пожилой человек в нищенской одежде – великий Гауди. Когда его личность в больнице признали, он сам отказался ехать в частную клинику, и умер через три дня. В своем завещании Гауди передавал все свои средства для дальнейшего строительства Саграды Фамилии…
«…Трамвайный путь накрыл собой погибший.
Все думали - то просто жалкий нищий.
Он долго неопознанный лежал -
Творец, не ожидающий похвал.
В последнем и губительном поклоне
Он жизнь отдал прекрасной Барселоне.
Вдох первый и последний выдох ей!
Красавице, рожденной из камней...»
Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева
Комментарии